Земля преткновения

Многодетная семья из Спасского несколько лет обивает пороги в надежде получить участок под выпас. У Алексея и Светланы Палагуто четверо детей. Шесть лет назад эта семья из Сорочинска перебралась в село Спасское в надежде заняться разведением скота, расширить хозяйство на сельских просторах. Поначалу всё шло неплохо, но возникла загвоздка.

Желания и возможности

К заботе о домашней скотине и птице в этой семье привычны все. Сорочинск хоть и город, но и здесь есть подворья, где люди держат коров, свиней, гусей. А если дело спорится, вполне естественно, что хочется развиваться, наращивать поголовье. Так и Палагуто: когда стало тесно в городе, они приобрели дом в селе, что в 15 километрах от Сорочинска.

— Жилых домов здесь раз два и обчёлся, — описывает пространство Светлана Палагуто. — Нет ни дорог, ни школы, ни детского сада, даже магазина нет. Свежий хлеб привозят трижды в неделю.

Дом в Спасском супруги купили на отшибе, чтобы куда ни глянь — степь да степь кругом, простор и свежий воздух. Прекрасное место для выпаса КРС молочного направления, причём на тот момент ещё никем не занятое.

В детях супруги воспитывают трудолюбие личным примером.

— Мы никогда не нанимали работников, справляемся своими силами, — говорит Светлана Александровна.

Тем, кто когда-либо имел большое подсобное хозяйство, объяснять не надо: скотина сама себя не подоит и навоз не уберёт, тут не просидишь и не полежишь. Зато всё, что удаётся выручить, идёт в общий семейный котёл, а там кому гаджет, кому обновку из одежды.

Старшей Людмиле 23 года, она замужем и уже сама мать. Молодая семья – первые помощники Светлане Александровне и Алексею Васильевичу, не отстают и остальные дети. Никите 17 лет, он заядлый футболист. Евгению 13, его любимый спорт – борьба. Марии 11, её Светлана Александровна несколько раз в неделю возит в Сорочинск в музыкальную школу. Ближайшая общеобразовательная школа в соседнем Войкове, ребят из Спасского туда и обратно доставляет школьный автобус.

Можно было, конечно, и не уезжать из Сорочинска, но в городе со скотоводством не развернёшься, а хозяйство требует места.

Палагуто трудностей не испугались. Понадеялись на собственные силы и господдержку, сейчас ведь есть возможность получить грантовые средства на развитие. Переехав в село, приобрели технику для сенокоса: три трактора, ГАЗ-52, телегу, пресс. Построили большой сарай для скота и свинарник. На сегодня у них 40 голов КРС, из них 20 дойных коров, свиньи, лошадь с жеребёнком. Рядом с домом пустырь. Раньше, когда село было многолюдным и жители держали скот, здесь паслось общественное стадо. Теперь пастись некому, и этот участок супруги Палагуто уже несколько лет пытаются оформить под выпас своих коров, но пока безуспешно.

Как слепые котята

Светлана Александровна долго и очень подробно рассказывает, как обращалась в отдел по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Сорочинского городского округа, как ходила из кабинета в кабинет, писала в региональное Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений. Всё, что ей было нужно, – это оформить в аренду участок в 70 гектаров, тот, что близко к дому.

— Один говорит: «Заказывай схему участка, подавай и оформляй», другой заворачивает, мол, что-то надо исправить, ссылка не на тот пункт Земельного кодекса, — делится подробностями она. — Исправили – всё по новой. Дорогу на участке не учли, надо переделывать. И опять: то в схеме ошибки, то министерство не утверждает, возвращает с указанием на очевидные ляпы.

История доходит до нелепостей. Заявление на участок почему-то оформляется на девичью фамилию Светланы Александровны, хотя та уже 18 лет как в законном браке и носит фамилию мужа, что ясно из паспорта. В итоге возвращается пакет с отказом из-за того, что не предоставлено сведений об изменении фамилии.

Устав от мытарств, супруги Палагуто обратились к главе округа Татьяне Мелентьевой.

— Рассказали о нашей семье, о планах заниматься животноводством, о необходимости оформить землю под выпас. Татьяна Петровна дала добро, подчинённым своим сказала: «Помогите людям!» — вспоминает Светлана Александровна.

Пока Палагуто подавали заявления на землю без торгов, схему не утверждали. Как только подали с торгами – утвердили.

На торги за этот участок вместе с многодетной семьёй Палагуто вышел ещё один фермер.

— И земли у него в десятки раз больше, и скотоводство не его профиль, да только торги выиграл именно он. Куда нам с ним тягаться! — вздыхает Светлана Александровна. — Мы обращались к нему перед торгами, просили уступить нам эти 70 гектаров, но он навстречу не пошёл. Правда, сказал, что ему эта земля не нужна и можно взять её в субаренду. Но субаренда для нас вариант ненадёжный. Хозяин будет постоянно повышать цену.

Бизнес каждый ведёт по-своему, и фермер не мама родная, ничем не обязан. Если по закону всё чисто, ничего не поделаешь.

— Мы тот участок за свой счёт поставили на кадастровый учёт с назначением «скотоводство». Теперь нам предлагают другой участок земли под выпас, в сотне километров от дома, в селе Пронькино. Я как услышала, аж расплакалась, — качает головой Светлана Александровна. – Куда нам теперь деваться с нашей скотиной! А недавно через знакомых узнала, что если бы мы оформили ИП или КФХ, нам без всяких торгов могли бы дать участок земли до 150 гектаров. Мы, конечно, сразу же оформили КФХ, только теперь тот участок у нашего дома уже занят. Обидно, я столько лет обивала пороги, и никто за это время мне не указал на такую возможность.

Казалось бы, когда наблюдается отток сельских жителей в города, стоит особым образом поддерживать тех, кто готов развивать село, заниматься животноводством. Тем более что в наше время даже сельские жители зачастую предпочитают избавляться от скотины, считая это слишком трудоёмким занятием. Как вышло, что в числе специалистов, к которым обращалась эта семья, не нашлось того, кто направил бы их так, чтобы люди получили желаемый результат?

Объясняется ли это невысокой компетентностью сотрудников на местах, формальным отношением к делу или чем-то иным? А ситуация, кстати, не единичная, и не только из сферы земельно-имущественных отношений. Только в ответ на такие упрёки обычно можно услышать: «Информация находится в свободном доступе».

Марина Васильева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to top