Поднятая на законодательном уровне тема запрета медицинских абортов вызвала много споров. Тем не менее весной 2024 года депутаты намерены внести в Госдуму законопроект, касающийся прерывания беременности. Тема тонкая и деликатная.
Работа над ошибками
В 2023 году от оказания услуги прерывания беременности полностью отказались частные медучреждения в Курской, Липецкой, Тамбовской, Тверской областях, Мордовии, частично в Татарстане.
В октябре Минздрав России ужесточил оборот препаратов для прерывания беременности. Кроме вреда женскому здоровью аборты способствуют демографическому кризису. Да и с религиозной точки зрения прерывание беременности — большой грех, потому что расценивается как убийство ещё не рождённого, но уже человека.
Пока речь идёт об ограничении деятельности частных клиник. Но многие готовы проголосовать за отмену этой операции в принципе.
— Государство не пойдёт на полный запрет, — высказалась на щекотливую тему спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. — Я абсолютно уверена, что никакие запреты, никакая кампанейщина, никакое давление не смогут решить эту проблему. Нужно продолжить кропотливую профессиональную работу, которая исключала бы ошибки и не взвешенные предложения, не приводила к тревогам в обществе, — подчеркнула Матвиенко.
В СССР в 1936 — 1955 годах уже существовал запрет на аборты. Женщины, рискуя здоровьем и даже жизнью, в антисанитарных условиях, подпольно всё равно избавлялись от нежелательной беременности.
В недавнем интервью со столетней жительницей Оренбурга женщина не без горечи вспоминала, как в середине 40-х годов была вынуждена пойти на криминальный аборт. Пошла на это даже под страхом уголовной ответственности. В тот момент у неё не было иного выхода. Итог – серьёзные осложнения и потерянное здоровье.
В современных реалиях всё станет гораздо печальнее, потому что можно прогнозировать разгул мошенничества.
Что касается моральной стороны вопроса, то у каждого своя правда. Женщина идёт на аборт не от хорошей жизни. Её на это толкают обстоятельства. Одна не хочет разводить безотцовщину. Другая боится, что не потянет ребёночка финансово. Третьей надо сначала выучиться, а потом думать о детях, у четвёртой нет поддержки родных. Этот список можно продолжать долго. А если одним словом, то это всё от неустроенности.
Татьяна Кундик, заместитель главного врача по амбулаторно-поликлинической помощи Оренбургского клинического перинатального центра, много лет вплотную занимается проблемами акушерства и гинекологии. Она уверена, что главным фактором большого количества абортов является низкая мотивированность молодёжи на создание семьи и рождение детей. Ценность материнства ушла на задний план. И это главное направление, в котором надо работать много и упорно.
Наш опыт
В списке регионов, где запретили делать аборты, Оренбургской области нет. Наши медики с 2019 года в рамках национального проекта «Демография» ведут активную работу по их профилактике.
Каждый оренбургский акушер-гинеколог семи женских консультаций областного центра теперь выполняет роль не просто врача, а ещё и психолога, который убеждает пациентку, решившую прервать беременность, не делать этого. Специалисты выявляют причину, предлагают пройти мотивационное анкетирование и ответить на самые простые вопросы, которые заставляют женщину задуматься, пересмотреть отношение к незапланированной беременности. Данные анкеты отправляются в аналитический центр, где специалисты их изучают, анализируют. Затем даются «дни тишины», чтобы пациентка как следует обдумала своё решение. В этом году проконсультировано 1127 пациенток – всех, обратившихся на аборт. 22 процента из них отказались от операции. То есть на счету оренбургских медиков уже сотни спасённых младенцев.
Чтобы поддержать женщин в сложных ситуациях, в Оренбурге в 2021 году при перинатальном центре организовали Центр медико-социальной помощи под руководством Михаила Тришина. В штате трудятся медицинские психологи, социальные работники, юристы, которые оказывают комплексную помощь беременным. Помогают найти пути решения проблем, рассказывают о положенных мерах социальной поддержки.
— Во всех районных больницах региона при медицинских учреждениях сейчас функционируют кабинеты медико-социальной помощи, — рассказывает Михаил Тришин. — Ситуации возникают разные и важно поддержать, не дать сломаться будущим матерям. Например, к нам обратилась молодая женщина, у неё была первая желанная, запланированная беременность. Но произошла трагичная история и мужа не стало. Беременная женщина не смогла самостоятельно справиться с горем. С ней работали психологи, социальные работники, юристы. Сейчас она благополучно родила и с малышом находится дома, ей оказана всесторонняя помощь и поддержка. Часто приходится работать с несовершеннолетними беременными и членами их семей, — продолжает рассказывать доктор. — Одна 16-летняя пациентка уже стала матерью. Со дня на день родит 15-летняя пациентка. И таких случаев много. В этом году специалисты нашего центра оказали поддержку 34 женщинам. Каждая из группы риска. Две женщины планировали написать отказ от новорождённого, но благодаря слаженной работе сотрудников центра не сделали этого.
В области работают кризисные отделения для женщин: два в Оренбурге и по одному в Орске и Бузулуке. Там можно проживать до тех пор, пока жизнь не наладится.
В Оренбурге более 200 женщин добровольно отказались от прерывания беременности. А это значит, несколько малышей появились на свет благодаря слаженной работе юристов, медицинских и социальных работников.
Факт
По предварительным подсчётам, в 2023 году количество абортов в Оренбурге не превысило тысячную отметку, а это более чем на 200 абортов меньше, чем в 2022 году. Тогда было сделано 1226 абортов.
Мнение
Иерей Леонид Кудрячов:
— Исключение абортов из услуг ОМС было бы верным шагом. Но эта проблема должна решаться в первую очередь перевоспитанием общества, в котором на данный момент критерии добра и зла, верного и неверного, очень размыты. Аборт — грех убийства. В нашей стране 70 — 80 процентов населения крещены в православии и понимают это. Думаю, многим совсем не хочется становиться спонсорами абортов, поскольку мы все платим налоги и из этих накоплений кому-то государство сделает бесплатную операцию на почках, а кому-то — бесплатный аборт. Да, если женщина хочет сделать аборт, она его сделает в частной клинике, потратив существенную сумму. И это тоже беда. Было бы хорошо, если бы и такие аборты запретили. И это не запрет ради запрета. А ровно с тем же мотивом, когда ставят ограждение перед пропастью, чтобы человек туда не опрокинулся. Конечно, одними запретами, хотя они и нужны, не обойтись. Государство должно всячески поддерживать деторождение и многодетность. И многое уже в этом направлении делается.
Прямая речь
Татьяна Кундик, заместитель главного врача по амбулаторно-поликлинической помощи Оренбургского клинического перинатального центра:
— Современные женщины наравне с мужчинами реализуются в профессии. Девочкам с детского сада внушается мысль о важности социального успеха, подразумевающего карьерный рост и финансовую независимость. Поэтому надо работать комплексно с молодёжью, с семьями. Ответственность за аборт должны нести двое. И в этом плане предстоит долгий и кропотливый труд. Общество должно осознать необходимость пересмотра ценностей.
Фото Олега Рукавицына