Дом Строковых в Каликино можно найти сразу. По жасмину, что раскинулся прямо у входа во двор. По черёмухе с бордовыми листьями, которую видно издалека. И, конечно, по оранжерее.
Не врачебное дело
Прохожие обязательно останавливаются у палисадника, разглядывают красивое дерево. Удивляются цвету листьев. Если хозяева рядом, интересуются сортом черёмухи.
— Особая разновидность, — поясняет любитель редких растений. Называется «неубиенная». Из Екатеринбурга выписывали.
Сергей Строков в селе Каликино живёт с 4-летнего возраста. Родители в своё время переехали сюда из областного центра. После школы выучился на хирурга в Оренбургском мединституте и вернулся в родные края. Стал главным врачом больницы. Лечил людей, спасал жизни. Все разговоры были вокруг медицины. Особенно с двоюродным братом кандидатом медицинских наук Владимиром Строковым, который долгие годы трудился в 4-й горбольнице Оренбурга. Родная сестра Валентина – гинеколог, живёт в Омске.
В круговерти семейных и профессиональных дел Сергей Матвеевич и не заметил, как стал пенсионером. Привык всю жизнь работать, поэтому и на заслуженном отдыхе искал себе занятие. Летом, понятно, в частном доме хлопот много. Огород большой. Яблони, смородина. В этом году только малины собрали аж 50 килограммов. Тем не менее глава семейства задавался вопросом: а зимой-то что делать?
— Был у нас пустой угол между баней и спальней, — вспоминает Сергей Матвеевич. — Сестра как-то говорит мне: «А что ты комнату ещё одну не пристроишь?» И вправду, как это я маху дал? Потихоньку начал фундамент заливать. Стены сам выложил. Крышу сделал. Отопление провёл. И вдруг осенило: надо оранжерею здесь соорудить! И лето себе продлим, и занятие будет. Соорудил.
Ассортимент на весь год
Заходишь в это светлое помещение — и как будто попадаешь на юг. Много винограда и непривычных для наших мест растений. Что-то хозяева сами привозили из поездок, что-то дети дарили. Вот четыре куста лимонов. Плоды огромные. И не страшна им холодная осень с дождями.
— Один лимон может весить до 700 граммов, — вступает в разговор супруга Зоя Ивановна. — Мы выращиваем два сорта этих цитрусовых. Плоды сочные, с твёрдой ароматной кожурой. А рядом растёт инжир. Плодоносит два раза в год, поэтому едим мы его всё лето.
В просторной теплице нашлось место полутораметровому эвкалипту, хотя ему ещё расти и расти. Дальше лавровое дерево и денежное, алоэ, которые буйно расцветают по весне. Порадует ваш глаз пальма драцена. А вот экзотическое растение, сплошь усыпанное ягодами.
— Это годжи с Дальнего Востока, — объясняет садовод Строков. — Ей приписывают много целебных свойств: от склероза, гипертонии, сахарного диабета. Рекомендуют по 10 — 15 ягод в день съедать. Она сладко-горькая. Мы её сушим, потом в компот добавляем.
Оранжерея стала излюбленным местом семьи. Побывали в ней практически все родные, знакомые и друзья. Заглянешь сюда зимой, как будто в зелёное лето окунёшься. И такое испытаешь лучезарное равновесие, что кажется, всё тебе по плечу. Однако сил и времени, чтобы выращивать и содержать такое хозяйство, требуется немало.
— Дети живут в Москве. Помогать нам некому. Но мы справляемся. Выращенное продаём. Сорт нашего винограда хорошо прививается в районе. Кстати, черенки разошлись и по области, и в столицу, и на Дальний Восток. Я рад, что за мою оранжерейную идею ухватилась супруга, и теперь мы вместе всё делаем, — размышляет пенсионер.
Зоя Ивановна родом из Белгорода. Окончив медицинское училище, приехала в Оренбургскую область. Работала в Александровской районной больнице медсестрой. Через год сюда же на практику после четвёртого курса вуза пришёл Сергей. Познакомились. Приглянулись друг другу. Потом и поженились. В этом году в августе отметили 50-летие совместной жизни. Хотя «отметили» — громко сказано.
— Посидели вдвоём с Зоей, про детей поговорили, решили, что хорошую жизнь прожили, — с улыбкой произносит Сергей Матвеевич. – По телефону принимали много поздравлений. А знаете, мы ни разу не праздновали свадебные даты. Про них вспоминаем с женой, когда всё уже прошло. Ну, так у нас сложилось, — разводит руками пенсионер.
Если оранжерея – их детище, то Иван и Саша – их дети. Оба сына, как и снохи, медики. Подарили родителям четверых внуков.
— В здравоохранение, жаль, не пошли, — расстраивается дед. – Когда стали участковые больницы закрываться, сыновьям моим это было обидно, и они не пустили своих детей в медицину. Внучка Юля – будущий историк. Серёжа в Москве в этом году в политехнический вуз на бюджетной основе поступил.
Похоже, дедушку с бабушкой больше всех радует 8-классник Дима с математическим складом ума. Многое черпает в Интернете, сходу назовёт все планеты солнечной системы. Серьёзно увлёкается робототехникой.
— Он как профессор, знает абсолютно всё, занятный парень! — гордится Сергей Матвеевич. — В прошлом году в Москве в конкурсе «Инженеры будущего» среди десяти тысяч участников занял восьмое место. Придумал охранное устройство и презентовал его там. Хорошо разбирается в компьютерах и телефонах. Если что-то случается с моим смартфоном, звоню Диме: помоги! Он мне: дед, сделай то-то и то-то. После его консультаций всё работает исправно.
Прививка в наследство
Исправно работает и не отапливаемая теплица — ещё одно поле деятельности четы Строковых. Уже в мае супруги срывают огурцы, в конце июня – помидоры. Сорта разные.
— Например, «малиновый носик». Сладкий. Небольших размеров. Растёт в теплице и на улице, — делится познаниями огородник. — Жёлтые помидоры «чудо света». Хороши для солений. Очень вкусные. Красиво смотрятся в банке. Есть у нас крупные розовые помидоры.
С такой же заботой и желанием супруги выращивают цветы. Их много в уютном дворе. Гортензии, розы, многолетние астры, пионы, петуньи. А в оранжерее внимание привлекает кливия с огромными ярко-оранжевыми лепестками.
— В ноябре-декабре будем её рассаживать, — говорит Зоя Ивановна.
– Красавица наша цветёт два раза в сезон и подолгу. Светится, как солнышко, — добавляет Сергей Матвеевич. – Любовь к растениям мне мама привила. Ещё в детстве она говорила: «Да что же это у нас сада нет. Сергей, давай посадим!» Давай. Выкопал недалеко от реки саженец, листья были, как у яблони. Притащил домой, высадил, а оказалось, совсем не яблоня. Вот так у меня всё начиналось.
Семья часто ездила в Белгородскую область к родственникам Зои Ивановны. Там благоухали сады. Житель степного края завидовал земле, на которой росли яблони, вишни, абрикосы, сливы. Как-то привёз оттуда грецкие орехи. Решил посадить у себя. Узнал технологию. Всё сделал согласно инструкции.
Плод лопнул, пошли ростки. За лето дерево вымахало до трёх метров высотой. Но вот незадача: зимой оно замерзало, а весной опять от корня начинало расти. Так продолжалось лет десять. Так же вёл себя фундук. Понял любитель-агроном, что сливам, абрикосам и орехам в Каликино не климат. Да и вишня плодоносит не каждый год. Хотя в Александровке, которая всего на 40 километров южнее села, урожай ежегодный.
Сергей Матвеевич и Зоя Ивановна научились создавать для растений подходящие условия в своей оранжерее. Знания черпали из специализированных книг и журналов, а теперь из Интернета. Мотают на ус всё, что услышат от знатоков сельского хозяйства. Работы в их фруктово-ягодном саду, конечно, непочатый край зимой и летом, но дело стоит того.