К 2030 году экономика страны превысит уровень 2021 года на 17%. Это произойдет в случае успешного развития сценария «ускоренная адаптация».
Такой прогноз сделал министр экономического развития Максим Решетников в своем выступлении на итоговой стратегической сессии. Об этом сообщают «Ведомости», ссылаясь на источник, близкий к правительству.
В июне в Минэкономразвития прогнозировали рост ВВП к 2030 году – 8,5% по сравнению с 2021 годом. В настоящее время планируется, что ВВП вырастет на 2% в год с 2023 года, в 2028–2030 годах – на 3%. В этом сценарии рост инвестиций составит 30% в 2030 году по отношению к 2021 году. Реальные доходы россиян вырастут в этот период на 20%.
По поручению председателя правительства РФ Михаила Мишустина, Минэкономразвития совместно с другими ведомствами подготовило сценарии экономического развития страны до 2030 года, которые помогут преодолеть спад и обеспечить уверенный рост уже в 2024 году: инерционный, стрессовый и целевой.
Инерционный сценарий реагирует на уже введенные санкции и те, что могут быть в перспективе. Связанные с ними ограничения предполагают снижение темпов экономического роста. Стрессовый сценарий предполагает, что состояние мировой экономики значительно ухудшится, а санкционное давление будет ужесточено.
По сообщению издания «Ведомости», правительство РФ предполагает кардинальное изменение структуры экономики к 2030 году: сокращение доли экспортно-ориентированных отраслей, при этом – увеличение доли обрабатывающих отраслей, которые ориентированы на внутренний российский рынок, а также таких направлений, как IT, строительство, туризм, культура, здравоохранение, образование.
В настоящее время готовится новая социально-экономическая программа. С июня в правительстве прорабатывают ключевые направления будущего развития. По информации источников «Ведомостей», стратегию условно можно разделить на несколько основных блоков.
— Развитие транспортной и логистической инфраструктуры в связи с новыми потребностями для экспорта и импорта. Основные показатели: увеличение грузопотока по основным транспортным направлениям, рост объема поставок продукции ТЭКа.
— Развитие проектов импортозамещения. Предполагается бюджетное финансирование и гибкая таможенная политика. Для некоторых проектов будет обеспечена поддержка «полным рублем», чтобы они были успешно завершены. В итоге должна вырасти локализация по конкретным товарам и доля российской продукции в потреблении по определенным группам.
— Доступность всех технологий. Это будет обеспечено за счет создания отечественных разработок и импорта.
— Создание российской IT-основы. Это оборудование и программное обеспечение полностью российского производства, которое обеспечит замену ушедших западных линеек ПО.
— Поддержка частных инвестиций через содействие импорту оборудования и использование средств ФНБ для запуска долгосрочных проектов, использование госгарантий и поручительства.
— Наличие финансовых ресурсов для изменения экономики. Это предполагает содействие развитию банковского сектора и фондового рынка.
— Гибкость рынка труда – через территориальную мобильность трудоспособного населения и перераспределения рабочей силы между отраслями. Кроме этого, создание новых образовательных программ под новые потребности, например, подготовка IТ-специалистов.
— Обеспечение роста внутреннего спроса на жилье, ЖКХ, культуру, досуг и спорт. Развитие внутреннего туризма.
— Социальная сфера предполагает выполнений всех обязательств, усиление импортозамещения в здравоохранении и развитие фармацевтической промышленности в России, а также технологий и оборудования, расширение услуг в социальной сфере.
— Развитие регионов. Отдельный фокус будет на Кавказе, Прикаспии и Дальнем Востоке.
— Развитие интеграции в ЕАЭС, сотрудничество с иностранными партнерами. Это не только развитие торговли, но и заключение соглашений с целью защиты и поощрения капиталовложений со странами-партнерами.
В результате выполнения основных показателей стратегии дефицит бюджета может возрасти, однако это не будет в ущерб долгосрочной макростабильности.
Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв считает, что сценарии экономического развития основаны на текущем состоянии ситуации: санкционное давление и понимание, какие меры нужно реализовать. В перспективе целевого сценария к 2025 году Россия должна выйти на уровень 2021 года. Это сверхзадача правительства.
— Если санкционное давление будет усиливаться, и мы увидим признаки замедления мировой экономики, сползание в рецессию, то, скорее всего, верхняя граница снизится и этот сценарий будет менее оптимистичен, – говорит он. Сценарий до 2030 года включает в себя три стадии: преодоление шока, адаптация, развитие, уверен Широв.
Адаптация экономики предполагает концепцию дефицитного бюджета.
— Присутствуют разные точки зрения по поводу размера дефицита, но есть критерии, которые использует, например, ЕС: порядка 3% ВВП, – говорит Широв. Дефицит будет покрыт, к примеру, через увеличение внутренних заимствований, средствами ФНБ.
Широв считает наиболее вероятным развитие между инерционным сценарием и ускоренной адаптацией. Стрессовый сценарий, по его мнению, для выстраивания стратегии невозможен.
— Темпы экономического роста в 17% к 2030 году возможны: в нынешней ситуации больше положительных сюрпризов, — считает главный экономист по России и СНГ «Ренессанс капитала» Софья Донец. По её мнению, стрессоустойчивость российской экономики – существенна и есть возможность роста посредством внутренних драйверов.
— Целевой сценарий предполагает большую работу правительства, в том числе подстройку и госстимулы, смягчение внешних условий, — считает Донец. Окончательный сценарий зависит не только от реакции российской экономики, но и сепарации с мировыми рынками. Если получится полностью отключиться от технологий и рынков экспорта, то и потенциал для роста будет, а госмеры помогут в развитии.
— Но мы пока не знаем финального расклада, – резюмирует Донец.