Почти 80 процентов от численности пожизненно осуждённых, отбывающих наказание в ИК-6 — те, кому в 1990-х грозила смертная казнь.
Исправительная колония №6 УФСИН России по Оренбургской области – официальное название, однако местным жителям привычнее «Чёрный дельфин». Этот символ стал брендом: в магазине, расположенном у административного здания, любой желающий может купить сгущёнку, молоко или сливочное масло с дельфинчиком на упаковке. Также в продаже кожаные сапоги с надписью «ИК-6» внутри, тёплые бушлаты.
— Труд для осуждённых не право, а обязанность. Если ты не инвалид, не пенсионер, то обязан каждый день работать на производстве. Всё, как у обычных людей: 40-часовая рабочая неделя, выходные. Болеешь – иди в медсанчасть на приём к врачу, получай больничный, — поясняет начальник отдела трудовой адаптации осуждённых УФСИН России по Оренбургской области Андрей Бажанов.
Заработная плата осуждённых зависит от выполнения ими норм выработки, может достигать 30 тысяч рублей. Часть доходов осуждённого (не более 75 процентов) идёт на его же содержание, списывается на погашение компенсаций, штрафов, алиментов. Оставшиеся 25 процентов он может потратить на личные нужды: перевести родным или же купить, например, шашлык в магазине «Шестёрочка», который находится здесь же.
Вообще, оторванными от жизни они себя не ощущают: в свободное от работы время смотрят выпуски новостей, да и на режимной территории всюду развешаны плакаты с популярными нынче буквами «Z» и «V». Об их отношении к спецоперации можно судить лишь по одному красноречивому факту: осуждённые ИК-6 добровольно написали заявления о перечислении денежных средств для оказания помощи жителям ДНР и ЛНР. Таким образом было собрано более 100 тысяч рублей.
Колония – мини-модель общества. Каждый год в ИК-6 прибывают порядка 15 пожизненно осуждённых (в том числе этапированных из других колоний).
Они, как и все другие, имеют право на короткие и длительные свидания. Одним ждать некого – родные и друзья отвернулись, к другим приходят любящие матери, жёны и дети. Есть те, кто через знакомых находят себе жён. Лет пять назад в колонию приезжала солидная женщина из Германии, мать четырёх уже взрослых детей. Приняла российское гражданство, изменила веру с католицизма на православие, вышла замуж за мужчину, который коротает пожизненный срок за изнасилование и убийство. Всё бы ничего, но брак на расстоянии не заменит реального: уже года два ту женщину в колонии не видели.
— 1 ноября в «Чёрном дельфине» традиционно отметят день колонии. К этой дате здесь откроется ещё один цех – колбасный, здание для него уже почти отстроено, оборудование закупается. Колония не только окупает себя, но и обеспечивает необходимым другие пенитенциарные учреждения. У нас не ищут подрядчиков: осуждённые сами и строители, и плотники, — отметил начальник ИК-6 полковник внутренней службы Юрий Коробов.
В настоящее время в ИК-6 отбывают наказание 619 осуждённых к пожизненному лишению свободы, более 100 — осуждённых строгого режима и более 50 осуждённых участка колонии-поселения.


