Оренбуржец Рамис Суфиев ушёл на передовую 11 лет назад и до сих пор «не вернулся»

Редакция газеты «Оренбуржье» вместе с фондом «Защитники Отечества» продолжает проект «Добровольцы. По зову сердца», приуроченный к Году защитника Отечества и 80-летию Великой Победы. Мы рассказываем об оренбуржцах, отправившихся на СВО в первых рядах. Наш сегодняшний герой — общественник, лидер мотодвижения Рамис Суфиев.

Русские орлы

Первую войну Рамис видел ещё школьником в Таджикистане, где жил с родителями. Тогда он почувствовал на себе, что такое межнациональную рознь.

— Будь ты хоть татарин, хоть мордвин — если говоришь по-русски, значит ты русский, и тебя надо гнобить. Травля была сильная, в день по пять раз приходилось драться со сверстниками. Ехали как-то на машине в кишлак, так пацаны начали бросаться в стёкла камнями, увидев наши русские лица, — вспоминает Рамис.

Отец Рамиса Марсель, участник миссии в Афганистане, принял решение увезти семью в Россию в целях безопасности. Суфиевы бросили якорь в Оренбурге.

В 2014-м поднялось народное движение за освобождение Донбасса. Рамис, президент мотоклуба «Стальные Орлы», поспорил тогда с товарищем — участником чеченской кампании.

— Брат сказал, что не может спокойно смотреть на происходящее там. Я ему бросил: «Ну раз не можешь, так езжай туда!». Братья потом меня осуждали, мол, зачем отправил его. «Езжай следом», — говорили, — вспоминает мотолидер.

«Братьями» он называет друзей по клубу — так у них принято. Собрали гуманитарку и вперёд, на Луганщину. Добровольцев принял командир с позывным Абхаз, познакомил с мотобратьями из других регионов. После обучения бойцов распределили в расположение военной разведки. Работали в Луганске и окрестностях. О том, какие задачи выполняли, Рамис по понятным причинам рассказать не может. Награды на его груди говорят, что с заданиями боец справлялся блестяще.

— Крест добровольца Донбасса — главная награда. Тогда ещё не было ЧВК, выплат, пособий, льгот. Пацаны ехали туда по зову души, работали за офицерское спасибо. Первую зарплату мы получили в 2017 году, составила она 14 тысяч рублей. Сказали командиру — забери деньги, купи пацанам носки, кипятильники, чайники, мы и так проживём, — продолжает доброволец.

Каска и барашек

Рамис приезжал на побывку в Оренбург, а потом снова туда, к ребятам, и так несколько раз. Некоторые ополченцы думали, что битва скоро закончится — объявят республики суверенитет, и Украина отступит.

— Я с ними спорил, говорил, что всё только начинается. В воздухе пахло порохом, мы чувствовали, что военные действия неизбежны, — отмечает Суфиев.

В феврале 2022 года мотобратья организовали военно-патриотическое мероприятие в Оренбурге. Зашёл разговор о военных учениях, которые проводились всё чаще в российской армии. Начало спецоперации для Рамиса и его товарищей не стало неожиданностью — всё к этому шло.

С объявлением СВО дисциплина в добровольческих батальонах усилилась, ведь опасность подстерегала на каждом шагу.

— Раньше нас учили смотреть вниз и прямо перед собой, теперь ещё и вверх. Впервые с боевым дроном мы столкнулись в 2017-м. Теперь БПЛА — ежедневная реальность, от них гибнут сотни ребят, — говорит боец.

Поначалу опытных штурмовиков не хватало, и тогда разведчикам давали команду «К штурму!». Однажды во время выполнения боевого задания случился вражеский прилёт, Рамис получил контузию, очнулся в подвале.

— Лет десять назад контузия считалась серьёзным увечьем, сейчас если не оторвало руку или ногу — уже слава богу. Из последствий контузии у меня головокружения, на аттракционах с детьми теперь не катаюсь, — рассказывает мужчина.

Сейчас Рамис Суфиев служит в «роте снабжения» — так он называет группу волонтёров на гражданке, отправляющих гуманитарку в зону СВО. Практически каждый месяц отвозит гумпомощь братьям, со сбором средств помогают родители бойцов.

Нередко приходится дистанционно вытаскивать ребят с поля боя.

— Звонит мне брат. Лежит в лесополосе, сообщает свои координаты, молит о помощи. Я сделал несколько звонков, бойца нашли. Потом уже рассказывал, что ему оторвало ступню, он полтора километра пропахал, пока мобильная связь появилась. А сколько тех, кто так и остался там лежать? — вздыхает Рамис Марсельевич.

Оренбуржец верит, что спастись другу помогла каска, которую Рамис ему подарил. Эта каска не раз спасала его самого на поле боя — осколки её ни разу не пробивали.

— Когда мужчина уходил на войну, ему давали в дорогу счастливый меч, броню — этой традиции тысячи лет, — поясняет Суфиев.

В памяти у Рамиса случай, который вспоминается с улыбкой. Ночь, он на на посту с товарищем, время коротают, о еде разговаривают. Вдруг в кустах раздаётся блеяние. Бойцы замолкли. Первая мысль: это украинские разведчики услышали разговор и блеют — подшучивают. Наши ребята смотрят и не верят своим глазам: по дороге бежит барашек!

— Как нам заманить его к себе? Говорю брату: «Давай блеять». Мы начали тянуть что есть мочи: «Бе-е-е», барашек к нам. По правилам надо бы его зарезать, но пришлось выстрелить. Положили тушку в машину. Утром командиру докладываем: «Мы языка взяли. Вот он, в багажнике». Так мы баранинкой полакомились, — рассказывает оренбуржец.

Без помощи никуда

На передовой без юмора никак, говорит Рамис. Шутки, курьёзные истории помогают отвлечься от суровой действительности. Находясь в окопе, боец думает о родителях, о семье, о детях, это укрепляет боевой дух. Но не каждая жена выдержит, когда муж месяцами не бывает дома.

— У меня сейчас третья супруга, она разделяет мои взгляды. От первого брака старший сын, от второго две дочки, всех люблю, всем помогаю, — откровенничает боец.

Помогает он и своим братьям, которые сейчас проходят лечение в оренбургском госпитале и больницах. В июльскую жару позвонил Рамису товарищ и сказал, что в палате нечем дышать, нужен вентилятор. Сказано — сделано. Рамису знакомые из магазина выдали три вентилятора, он их отвёз ребятам.

Участие в боевых действиях меняет каждого человека, в этом убеждён Суфиев. Масштаб изменения сознания, психики зависит от того, в каких войсках служил боец, что выпало на его долю.

— Каждый человек чувствует боль. Кольните палец иголкой — больно, но быстро забудется. Прижгите руку большим раскалённым колом — на всю жизнь останется рубец, травма, человек будет вспоминать всё это в страшных снах, — рассуждает Рамис.

Какая мечта у воина? На этот вопрос оренбуржец отвечает просто: «Чтобы Родина любила так, как я её люблю». Руководитель общественной военно-патриотической организации «Стальные Орлы» Рамис Суфиев сотрудничает с фондом «Защитники Отечества», встречается со школьниками и студентами на классных часах. Рассказывает, как он в четырнадцатом году ушёл на фронт и до сих пор не вернулся.

Фото Олега Рукавицына

Scroll to top