Оренбургский невролог: лекарства после инсульта принимают пожизненно

«Отца после инсульта отвезли домой в деревню. Лекарств выписали много, а он покупать не хочет. Говорит, дорого. Можно ли что-то получить бесплатно? И какие обязательны, а от чего можно отказаться?» спрашивает у нас Ирина из Оренбурга. Ответить просим оренбургского врача-невролога Александра Чиркова.

Для поддержки ритма

Начну с того, что если человек не является инвалидом, он хорошо восстановился после инсульта, то в течение двух лет имеет право получать лекарственные препараты бесплатно.

Это лекарства, влияющие на свёртывающую систему крови, показанные при фибрилляции предсердий. Торговые названия мы не указываем, чтобы не спровоцировать самолечение.

Что такое фибрилляция предсердий? Есть группа людей, имеющих нарушения ритма сердца. В народе называется мерцательной аритмией. В медицинской практике – фибрилляция предсердий.

За счёт того, что сердце сокращается несинхронно – предсердия сокращаются со своей частотой, желудочки со своей, — в сердце, простым языком говоря, образуются тромбы. Если не принимать препараты, препятствующие их образованию, будет выстреливать в органы-мишени. Это может быть головной мозг, почки, конечности. Риск повторного инсульта очень высокий.

Современная медицина предполагает, что люди, имеющие нарушения ритма, должны пожизненно принимать препараты, разжижающие кровь. Они влияют на свёртывающую систему крови и принимаются пожизненно. Тут нет понятия привыкания и лекарственных каникул. Есть определённые ограничения, но это обсуждается с лечащим врачом. Самое главное, что человек, у которого есть мерцательная аритмия, то есть фибрилляция предсердий, должен понимать: без этой группы препаратов риск развития инсульта очень высок.

Лекарства довольно дорогостоящие. Курс за месяц порядка 3,5 тысячи рублей. Но за счёт федеральной льготы человек в течение двух лет будет их получать на основании выписки из стационара и полученных льготных рецептов.

Продлевать рецепты нужно ежемесячно в поликлинике по месту жительства. Каждая поликлиника передаёт отчёты о том, сколько людей, имеющих право на получение лекарств, получили их. Отчётность очень жёсткая.

Подчёркиваю, что это только в течение двух лет и касается той категории, кто хорошо после инсульта восстановился и не получил группу инвалидности. После истечения этого срока человек должен сам заботиться о своём здоровье и покупать препараты самостоятельно.

Лекарства, а не компенсация

Вторая ситуация, когда пациент имеет группу инвалидности. Он будет получать эти же препараты до тех пор, пока сам не откажется. Потому что есть вариант выбора денежной компенсации за лекарства.

Просто людям надо взвесить. Денежная компенсация, конечно, хорошо, но стоимость препаратов значительно превышает размер выплаты.

Суть в том, что мы недооцениваем своё здоровье. Считаем, что нам тяжело потратить 3 тысячи рублей в месяц на жизненно необходимые препараты. А то, что через какое-то время будем лежать неподвижно и станем обузой для родственников, об этом не думаем. Причём денег хватает на сигареты, алкогольные напитки. А если от них отказаться, это тоже будет профилактикой повторного инсульта.

Дешёвые – безопасны

Да, бывают ситуации, когда 3 тысячи рублей — большие деньги для семейного бюджета. Тогда есть альтернатива. Более дешёвые лекарства стоят порядка 150 — 200 рублей. Но они не такие безопасные. С ними нужно контролировать некоторые показатели. В частности, свёртывающую систему крови.

Сначала на этапе подбора дозы каждую неделю, а потом раз в месяц. Также есть зависимость от питания (могут быть либо кровотечения, либо препарат не будет работать). Кто-то даже обзаводится домашним аппаратом, когда берётся из пальца кровь, наподобие тест-полосок, которые показывают, как реагирует организм на лекарство.

Более дорогой препарат не требует такого контроля. Человек пьёт таблетку и знает, как она действует. Так что каждый решает сам. Но ещё раз повторю: лекарственных каникул после инсульта нет. Приём препаратов жизненно необходим. Выбирать можно только по цене, степени безопасности и удобства.

Чем помогут близкие?

Чем больше занимаются реабилитацией родственники — лучше по 2 — 3 часа в день, тем выше вероятность, что человек поднимется с постели. Если работа проходит постоянно, то можно добиться серьёзных успехов: заново научить ходить, говорить.

Если поражено левое полушарие, то человек не говорит, не понимает обращённой к нему речи. Если правое, то пациент может быть апатичным или чрезмерно активным, вспыльчивым. Часто бывает парализована нога или рука.

Если степень поражения средняя (в половине случаев), то пациент передвигается в коляске, с палочкой. Возможно нарушение глотания. В плане ухода за тяжёлыми (лежачими) больными важна профилактика пролежней: повороты каждые два часа, обработка тела утром и вечером камфорным спиртом или специальными средствами. Два раза в день — обработка ротовой полости, например, раствором ромашки.

Сажайте человека, ставьте, если возможно. Необходима пассивная гимнастика парализованных руки и ноги (сгибание-разгибание), чтобы не застаивалась кровь и не было осложнений.

И очень важно поддерживать больного эмоционально, чтобы он не чувствовал себя ущербным: обсуждать новости, вывозить на улицу, приглашать гостей, читать книжки, общаться.

В плюсе пятая часть

Более 450 тысяч россиян ежегодно попадают в больницу с острым нарушением мозгового кровообращения. При этом более трети из них умирают уже в первые три недели после инсульта.

В течение первого года этот грустный показатель вырастает до 50 процентов. Однако и судьба тех, кто смог выжить после инсульта, складывается нелегко. Лишь пятая часть тех, кто перенёс инсульт, полностью восстанавливается и возвращается к нормальной жизни. Остальным так и не удаётся побороть последствия нарушенного мозгового кровообращения.

Состояние этих людей может быть разным – от небольших нарушений речи, моторики, памяти, когнитивных способностей до полной потери личности.

Scroll to top