Оренбургский врач-педиатр рассказал об опасности ожирения у детей

«У одноклассника дети остались сиротами — 16 и 21 год. Он умер от инфаркта в 53 года, жена — от инсульта. Врачи говорят, у обоих был лишний вес, ожирение. Теперь все переживают за сына: он тоже полный. Не понимаю, почему все силы направлены на борьбу с инфарктом и инсультом, когда люди уже взрослые и в общем-то поздно что-то менять? Почему мы не говорим о первопричине — семейном ожирении? О том, что все болячки закладываются в детстве?» — написала Марина Огаркова.

Согласны, о профилактике инфаркта, инсульта и онкологии слышат все. Одной строчкой всегда как причина упоминается ожирение. Но дальше этого, как правило, не идёт. Даже это не главное, по данным зарубежных исследований, 31 процент родителей не обращает внимания на то, что ребёнок набирает вес.

В России более 50 процентов родителей считают набор веса особенностью конституции и не видят в этом опасности.

По данным ООН, 80 процентов детей с ожирением не смогут избавиться от него в будущем. А значит, столкнутся с жизнеугрожающими заболеваниями.

Что делать тем, у кого в семье полные дети и полные взрослые? К разговору приглашаем заместителя главного врача по амбулаторной работе детской городской клинической больницы Оренбурга, врача-педиатра высшей категории Татьяну Леньшину.

Болезнь Паркинсона и гипертония

— Татьяна Владимировна, может быть, мы зря пугаем родителей, у которых растут полные дети?

— Факты неумолимы: в последние годы у 16-летних подростков мы стали диагностировать такие старческие болезни, как Паркинсон, Альцгеймер и рассеянный склероз.

Представьте, у полного ребёнка с нагрузкой работает сердце, сосуды, в том числе сосуды головного мозга. Страдают от веса суставы, изменяется осанка. Значит, не так, как нужно, работают печень, почки — одним словом, нарушено функционирование всех органов и систем.

Если Паркинсон пока ещё редкость, то гипертония при лишнем весе и ожирении у детей – самое распространённое явление. Опасно тем, что ребёнок не ощущает повышенное давление.

Ещё частый недуг – диабет. В будущем это может дать осложнения на почки и сосуды. Дальше — суставы. Они ещё не сформированы полностью, поэтому справляться с большим весом труднее, чем взрослым. В недалёком будущем придётся менять сустав. Статистика показывает, что количество таких операций у молодых людей идёт в рост.

Не забываем о холестерине. Его уровень у полных детей будет повышаться. Это предрасположенность к атеросклерозу, вплоть до ишемической болезни сердца и инфаркта в молодом возрасте.

Ещё такая вещь, как самооценка. Какой она будет у полного ребёнка в школе? Дети бывают жестоки и склонны высмеивать тех, кто не вписывается в некие стандарты. Ребёнок находится в школе полдня. Получает хронический стресс и комплексы. Во взрослой жизни ему труднее будет раскрыть свои способности и занять подобающее место в обществе. Вот почему сейчас к работе с такими детьми в школах стали подключать психологов.

И, наконец, зрение. Изменения на глазном дне обязательно дадут снижение остроты.

— Получается, ребёнок полный не из-за болезни, а, наоборот, болеет из-за того, что имеет лишний вес и ожирение?

— Да, так устроен человеческий организм. Есть, конечно, наследственные заболевания, а также тяжёлая форма гипотиреоза, инсулинорезистентность, заболевания яичников, где лишний вес идёт как симптом. Но это только 1 процент. В 99 случаях из 100 лишний вес и ожирение у детей связано с потреблением избыточных калорий и недостаточной физической активностью.

Полноценный завтрак снизит аппетит

— Что же получается: мы не враги своим детям и сами же делаем их больными?

— Прежде всего, сами родители часто имеют лишний вес и не видят проблемы в полноте ребёнка. У нас, мол, все в семье полные. И вообще, сейчас бодипозитив.

Другая причина – отсутствие полноценного завтрака. В нашем бешеном ритме жизни нет привычки завтракать. Я имею в виду не чашку кофе на бегу, а когда за стол садится вся семья. И у каждого на тарелке бутерброд с куриной грудкой и помидором. Немного цельнозерновой каши, яйцо.

Вообще, я считаю, пример семьи играет огромную роль. Особенно у детей младших классов. Родители в этом возрасте для них авторитет. И если так делает мама, значит, это правильно, и я тоже буду так делать.

Сложно? Если спланировать заранее, думаю, сытный завтрак ни для кого не проблема. Полноценный завтрак запустит все обменные процессы в организме. Обеспечит необходимый уровень сахара для активной работы мозга до обеда. Ребёнка не потянет на перекусы шоколадным батончиком или сосиской в тесте.

Дальше – обед, который мы почему-то тоже, в большинстве случаев, пропускаем. Из-за того, что есть спортивная секция, музыкальная школа или что-то ещё.

И вот пришёл вечер, мы собираемся дома, и происходит то, чего не должно происходить: голодные, плотно ужинаем, а через 3 часа ложимся спать. Калории не успевают израсходоваться, пища толком не переваривается. Ночью мы плохо спим, не отдыхаем.

Если ребёнок ложится после 22 часов, то информация, полученная за день, не усваивается, его головной мозг не успевает отдохнуть. У кого-то снизится успеваемость. Кто-то начнёт заедать стресс и ещё больше увеличит вес. В итоге из здорового сына или дочери мы получим ребёнка с букетом хронических заболеваний.

Всё, что не относится к инфекционным заболеваниям: больной желудок, печень, почки, сердце, вплоть до онкологии, — в своей основе имеют неправильное питание и недостаточную физическую активность.

Время для правильного питания и прогулок

— Предвижу вопросы читателей: когда рассиживаться за столом при такой учебной нагрузке? И когда гулять с ребёнком, если мы с мужем целый день на работе?

— Согласна, времени не хватает всегда и всем. Но надо учитывать, что школьнику ещё тяжелее. Он зажат жёстким расписанием. У него нет возможности отодвинуть дела, как нам, взрослым, и попить чаю, когда вздумается.

Значит, нужно смотреть, что из дополнительных занятий можно снять, хотя бы на время.

Понимаю, что многие из нас хотят реализовать в детях собственные несбывшиеся мечты. Записывают их в спортивные секции, в музыкальную школу. Но когда-то приходится делать выбор: здоровье или успех.

Если это старшеклассник и впереди выпускные экзамены, конечно, тут дело другое. На мой взгляд, поможет психолог, который проанализирует слабые и сильные стороны ребёнка. Подскажет, как лучше спланировать время. Появившиеся 30 — 40 минут можно использовать для прогулки днём или перед сном.

Теперь что касается готовки еды. Дома достаточно двух приёмов пищи: полноценного завтрака и лёгкого ужина. А вот комплексный обед нужно продумать. Во многих школах сейчас кормят обедами.

Есть кафе, которые составляют меню так, чтобы был овощной салат, суп и второе с мясом или рыбой. Наконец, родители могут собрать один или два ланч-бокса и положить туда всё, что нравится.

Рекламе вредной еды нужно противостоять

Но это только так кажется: приготовила супчик — и школьник поел. А как противостоять рекламе? По сути дела, у нас создан образ современного подростка, который ест гамбургер, хрустит чипсами и пьёт пакетированный сок или газировку.

— Согласна, проблема есть. Решить её можно только на государственном уровне: ограничить рекламу вредных продуктов и блюд. По крайней мере, чтобы она была в меньшей степени доступна подросткам.

Дальше – личный пример. Однажды я была свидетельницей интересной ситуации в ресторане быстрого питания. Сидели мать с дочкой, девочка попробовала чизбургер и сказала: «Мама, это же невкусно». — «А я тебе говорила». То есть она привела её для того, чтобы показать: эта еда невкусная и вредная.

Рядом сидит другая семья с годовалым ребёнком. Мать обмакивает картошку фри в сырный соус и приговаривает: «На, сынок, попробуй». Как врач, я знаю, что со вторым ребёнком мы будем встречаться чаще.

Мы сами приучаем детей к новым и совершенно не нужным для них вкусам. Начиная с грудного вскармливания. Все искусственные смеси содержат вкусовые добавки, чтобы их хорошо пили и покупали. Хотя грудное молоко можно хранить до месяца и даже замораживать.

Однако нам проще перевести дитя на грудное вскармливание и побыстрее выйти на работу. Или взять каши и пюре. «Я попробовала – невкусно, добавила соль и сахар». Спрашивается, зачем? Просто брокколи и просто картофель – это нормальный вкус для ребёнка. Пускай такими они останутся на всю жизнь.

Центр насыщения можно отрегулировать

Еда без усилителей вкуса (соль и сахар относятся к ним) – это нормально и полезно. Но к ней надо привыкнуть. Лучше, если пищевые привычки заложены с рождения.

Будем реалистами, фаст-фуд, соль и сахар, конечно, появятся в жизни ребёнка, но пусть это произойдёт как можно позже.

— Что мы от этого выиграем?

— В одном из исследований сравнили две группы детей. Одни на первом году жизни получали повышенное количество углеводов и сахара. Вторые – нормальное количество.

В школьном возрасте детям из второй группы было достаточно одного кусочка торта, и они уже чувствовали насыщение. Первой группе не хватало и трёх кусков.

— Чем же тогда награждать ребёнка? Считается, что сладкий подарок, сэндвич из кафе – лучшее поощрение.

— Это мы, взрослые, так думаем. А вы спросите у ребёнка, что он хочет, кроме еды? Окажется, что чаще всего они хотят нашего внимания.

Поговорить по душам, посмотреть вместе фильм, покататься на коньках. Мы, слава богу, не живём в эпоху голода, еда для наших детей не награда.

— Кто в семье должен быть инициатором похудения?

— Совместно, родитель и ребёнок. У меня был пациент Кирилл, которого я в спортзале всегда видела вместе с отцом. Он имел колоссальную поддержку, и поэтому всё получилось. Его не обвиняли за то, что он набрал вес. Не ругали за срывы. Шаг за шагом они пришли к нужному результату.

— Какими темпами должен худеть школьник?

— На первом году похудения мы вообще не говорим о снижении веса, а только о стабилизации. Она длится от 6 до 12 месяцев. Дальше врач исходит из роста, веса и возраста.

Предупреждаю, что будет трудно. Пищевые привычки меняются не на время, а на всю жизнь. Иногда может казаться, что ребёнок голодный.

Попробуйте делать 20-минутный перерыв прежде, чем дать вторую порцию. Как правило, за это время центр насыщения срабатывает, и ребёнок отказывается от второй порции.

«Засада» сладких творожков

В заключение несколько советов. Внимательно читайте состав продуктов на этикетках. Знаете, в чём «засада» тех же сладких творожков?

Родители видят слово «Творог» и думают, что это полезный кисломолочный продукт. По факту там огромное количество сахара, консервантов и жирозаменителей.

Или взять пакетированные соки. Даже если нет сахара, то фруктоза из них никуда не делась. Просто её здесь в разы больше. Она сразу всасывается в кровь, потому что из сока удалили всю мякоть фруктов. Это ведёт к стойкому повышению уровня сахара в крови.

Я уже не говорю о фаст-фудах, которые тоже преподносятся с экранов гаджетов как сытная и полезная еда. В действительности она нарушает работу микробиоты кишечника и ведёт к набору веса.

Никакое правильное питание без двигательной активности не даст снижение веса. С чего можно начать? Всё, что в шаговой доступности, – пешком. Не исключается общественный транспорт, потому что это возможность ходить от дома до остановки.

Задача на самом деле непростая. Цена вопроса – здоровье и жизнь ребёнка. Вспомните, кто постарше, 30 — 40 лет назад сколько было у вас в классе полных детей? Один или ни одного, а если точнее, 0,7 процента. И, как правило, это были дети с тяжёлыми заболеваниями.

Сейчас это условно здоровые дети. 10 процентов дошкольников уже имеют избыточный вес. У школьников доходит до 30 процентов. То есть в классе из 30 человек у троих пока ещё здоровых детей лишний вес или ожирение. Смогут ли они уйти от раннего инфаркта и других грозных болезней? Вот о чём нам всем надо подумать.

Ориентиры для цели

На какие цифры индекса массы тела ориентироваться при снижении веса у подростка:

— Избыточная масса тела (предожирение) – 25 — 29,9;

— Ожирение I степени – 30 — 34,9;

— Ожирение II степени – 35 — 39,9;

Лишний вес и лёгкая степень ожирения сокращает активную жизнь минимум на 5 лет, высокая степень ожирения — на 15 лет.

Scroll to top