«Моей коллеге поставили рак второй стадии. Моя ровесница, 56 лет. Cтала медленнее всё делать, сходила к врачу – выписали витамины. Потом гастрит лечили. Когда прошла колоноскопию, нашли рак. Хорошо, что ещё не поздно, врачи говорят, что будут лечить и, может, всё обойдётся. Теперь и у меня страх: неужели вот так живёшь и не знаешь, что онкология?» — написала Рита Полозова из Оренбурга.
Переживания обоснованные. По статистике, одна из 39 женщин до 74 лет столкнулась с раком толстого кишечника. Симптомов на первых порах может не быть совсем. Опухоль формируется 3 — 5 лет, иногда 15.
Вопрос, как избежать рака, волнует всех. О причинах, предупреждении заболевания и о том, как сейчас лечат, говорим с заведующим операционным блоком, врачом-онкологом отделения абдоминальной и торакальной онкологии, отделения онкологии кожи и молочной железы Орского онкологического диспансера Рамилем Мавлетбердиновым.
Повреждение слизистых барьеров
— Рамиль Равхатович, иногда можно услышать: ешьте каждый день по полкило овощей, выращенных без пестицидов, пейте очищенную воду и в толстом кишечнике не будет никакого рака. Действительно ли это так?
— Начну с того, что микробы, токсины и химические вещества из пищи, воды и воздуха, действительно, вредят организму. Но дело не столько в них, сколько в нашей способности защищать свой организм.
Что я имею в виду? Чужеродные агенты проникают в нас там, где есть контакт с внешней средой: через кожу, лёгкие, кишечник. На их пути стоят естественные барьеры в виде слизистых оболочек.
Именно эти естественные слизи, если ещё проще говорить, полезные микробы, ведут непрерывный бой с вредоносными агентами.
Борьба, как известно, не бывает без потерь. Чтобы пополнять ряды новых бойцов, постоянно требуется обновление. Слизистая толстой кишки полностью обновляется за 5 — 7 дней.
К чему я веду: чем больше повреждений, тем больше нужно восстанавливаться. В конце концов, исчезает баланс вредного и полезного и появляются болезни, в том числе опухоли.
Поэтому чем больше вредной еды, плохой воды и загрязнённого воздуха, тем выше риск. Но это не единственный фактор.
Другая сторона проблемы заключается в наследственности. Это то, на что человек, по сути дела, не может повлиять. И в некоторых случаях рак – вопрос времени.
Собственные «бракованные» клетки
Что происходит в организме? Угроза идёт не от внешних причин, а от своих же клеток. Они производят «бракованный кирпич», то есть неправильный строительный материал для восстановления слизистой.
И тут питанием, даже самым сбалансированным, пускай даже из экопродуктов, проблему не решить. Актуальным становится только регулярное обследование на скрытую кровь и колоноскопия.
По эпидемиологическим данным, наследственность является причиной развития колоректального рака у 5 — 30 процентов больных.
Тест может уйти в прошлое
— Сориентироваться в своей наследственности, наверное, могут не все. Получается, колоноскопию нужно проходить всем поголовно после 50 лет?
— Начать можно с анализа кала на скрытую кровь. Хотя, на мой взгляд, предпочтительнее иммунологический метод количественного определения гемоглобина в кале (iFOBT). Он позволяет диагностировать незначительное скрытое кровотечение из нижних отделов желудочно-кишечного тракта.
— Если иммунологический тест точнее, то какой смысл сдавать кал на скрытую кровь?
— Действительно, иммунологический тест точнее и специфичнее. И, скорее всего, реакция Грегерсена скоро уйдёт в прошлое. Но пока алгоритм таков. Группы для иммунологического исследования формируются во время диспансеризации. По месту прикрепления в поликлинике.
Дальше направляются к нам в онкодиспансер в рамках программы скрининга колоректального рака.
Для колоноскопии — чёткие показания
Что касается колоноскопии, то поголовно всем после 50 лет, исходя только из возраста, проходить необходимости нет. Это моё мнение.
Показанием к колоноскопии является положительная проба на скрытую кровь в кале и рекомендация лечащего врача из поликлиники.
Колоноскопия представляет собой исследование с помощью гибкого эндоскопа с видеоголовкой. Во время исследования идёт видеотрансляция на монитор, возможна диагностика и удаление небольших образований слизистой – полипов, которые со временем могут переродиться в раковую опухоль.
3D, разметка и ангиография
— Если обнаружено злокачественное образование, то первый вопрос, возникающий у пациента: где лечить? В Интернете чаще всего пишут о Московском центре онкологии имени Блохина. Без московской прописки попасть туда практически невозможно. Может быть, люди просто не знают, что ситуация изменилась и у себя дома тоже есть передовые технологии?
— Думаю, да, дело в информированности. Мы постоянно расширяем методы малоинвазивной хирургии ободочной кишки. Делаем предоперационное 3D-моделирование опухоли. На основе данных компьютерной томографии в сотрудничестве с рентгенологической службой.
Перед операцией мы размечаем опухоль. Это нужно для более точного определения её границ перед удалением. Всё это помогает лучше спланировать операцию и минимизировать риск неполного удаления. Особенно актуально при лечении на ранних стадиях.
Внедряем ангиографию, которая помогает более чётко определить интенсивность кровоснабжения зоны вмешательства. Одним словом, используем все методики, которые на сегодняшний день позволяют качественно провести операцию.
— Почему рак толстого кишечника лечит целая команда врачей?
— Это необходимо не только для этого вида рака. Многие опухоли требуют комплексного лечения: операции, лучевой терапии, химиотерапии. Это продиктовано борьбой за жизнь без рецидива.
— Для чего непосредственно перед лечением проводятся молекулярно-генетические и иммунологические тесты опухоли?
— Чтобы бить врага прицельно, надо знать его в лицо. Определить слабые и сильные места. Для этого существуют тесты, которые выявляют генетические мутации, определяют мишени для таргетной терапии.
— Должен ли, на ваш взгляд, быть состязательный характер общения команды специалистов? Для того чтобы отыскать наиболее подходящий для пациента путь лечения?
— Я считаю, что нет. Состязание подразумевает удовлетворение личных амбиций, а их в лечении быть не должно. Да и не может быть состязания там, где у каждого своя определённая задача.
Результатом коллективной мысли должен быть план, основанный на максимально эффективном для больного лечении.
— В этом году хотят расширить рамки клинических рекомендаций, другими словами, разрешить применять индивидуальный подход. Что это даст в лечении рака толстого кишечника?
— Сложный вопрос. Лечение комплексное и тяжёлое. Чем оно более стандартизировано, тем более эффективно. Давать свободу выбора больному иногда может быть преступно. Но с пациентом надо говорить всегда.
— Вы обсуждаете с больным последствия лечения?
— Да. Это важно. Лечение иногда может снижать качество жизни. И больного к этому надо готовить. Бывает и обратная ситуация, когда пациент избавляется от больших запущенных опухолей, значительно ограничивавших его жизнедеятельность. Такие случаи тоже бывают.
— Рака толстого кишечника в ближайшие годы будет больше?
— К сожалению, заболеваемость раком вообще и раком ободочной кишки в частности растёт. Среди причин в том числе и рост продолжительности жизни — большее количество людей доживает до рака.
Это не хорошо и не плохо — это данность. Наша задача в том, чтобы выявить и пролечить опухоль как можно раньше, чтобы рост заболеваемости говорил только о совершенстве диагностики. Раннее выявление рака ободочной кишки по итогам 2024 года составило 60,9 процента.
В заключение хотел бы сказать: у нас, современных людей, есть всё, чтобы диагностировать и вылечить рак на ранней стадии. Но нет одного – времени на себя и на своих близких.
Поэтому мой совет – не переживать и не бояться, а укреплять иммунитет — свой и своих детей. Считается, что рост опухоли допускает иммунная система, когда не справляется со своей задачей.
Значит, важно всё: полноценное питание, физические нагрузки, чистый воздух, позитивный настрой. Умение останавливаться и ловить прекрасные мгновения жизни.
Не упустить время
Что нужно для своевременной диагностики рака толстой кишки:
— Исследование кала на скрытую кровь. Предпочтительнее иммунологический метод количественного определения гемоглобина в кале (iFOBT), который позволяет диагностировать незначительное скрытое кровотечение из нижних отделов желудочно-кишечного тракта.
— Фиброколоноскопия как уточняющее исследование при положительной реакции кала на скрытую кровь.
Важно
Колоректальный рак – один из самых распространённых видов опухолей как по частоте заболеваемости, так и по летальному исходу. Он занимает второе место по смертности среди злокачественных новообразований у мужчин и женщин.
Каждый год регистрируется более 1 миллиона новых случаев заболевания во всём мире, а ежегодная смертность превышает 500 тысяч человек.
Риск развития колоректального рака увеличивается с возрастом, 90 процентов заболевших – люди старше 55 лет.
Статистика
По Оренбургской области за год на учёт первично берётся около 600 человек. Всего состоит на учёте 3407 человек.
По России берётся на учёт в год 38 404 человека. Всего по стране состоит на учёте около 250 тысяч человек.
Цифры — только по ободочной кишке, без прямой кишки и рака анального канала.