С прошлой недели соль-илецкие и акбулакские бахчеводы начали продавать поливные арбузы и дыни.
В ценах, которые мы видим на розничных рынках и в магазинах, в лучшем случае треть приходится на затраты самих земледельцев. Оптовые цены с поля определяют спрос и погода, а вот себестоимость возделывания сладкого бренда Оренбуржья практически не влияет на ценник.
Соль-илецкий бахчевод Александр Ильин говорит, что предпосылки к заметному удорожанию российских арбузов (такие прогнозы высказывались в федеральной прессе) были и есть, но в теории.
— Нам же предрекали рост цены на зерно, потому что на юге страны померзли посевы. А цены так и нет. Да, по сравнению с прошлым годом сроки созревания бахчевых, как и других культур, в Оренбуржье сдвинулись на две-три недели. Некоторые хотели быть проворнее и сеяли раньше всех. Но у них из-за возвратных холодов всё померзло, и пришлось пересеивать бахчи. Это же опять затраты. Вот в прошлую пятницу, когда в нашем округе начался сбор, я посмотрел в «бахчевой» группе, почём отдают арбузы с поля. Утром у кого-то цена была 15 рублей, а к вечеру уже 8 рублей. У нас не принято из солидарности с коллегами договариваться и держать цену, ниже которой продавать не будем. Каждый оценивает свой труд и качество своей продукции по ситуации на рынке и личным обстоятельствам. Кому-то деньги нужны срочно или просто боятся потерять крупного оптовика. Но досадно, если кто-то таким образом обесценивает и труд остальных, — поясняет Александр Михайлович. – Сбор арбуза-суходола тоже сдвинется на две три недели и будет на пятки наступать поливным. А значит, поливной лучше успеть быстрее продать, и тут объективно цену не подержишь. Не продам поливной за 10 рублей, так завтра придётся отдавать по 6 рублей. Конечно, на суходольный не такие затраты, как на поливной. Но, тем не менее, бахчевод будет подводить итоги в целом за сезон.
Вот лет десять назад 8 рублей за килограмм было ещё хорошей оптовой ценой (сегодня это почти себестоимость), и всё равно бахчеводы старались продать как можно больше именно до первого сентября. В самом начале осени традиционно наступает затишье в торговле, потому что люди ведут детей в школу, делают заготовки овощей и запасы картошки на зиму. И если во второй половине сентября приходит прохлада, то спрос на арбуз окончательно упадёт.
На вопрос о расходах Александр Михайлович отвечает аргументами: на заправках топливо недавно подорожало на 2 рубля, семена каждый год прибавляют в цене, тем более импортные. Пачка стоила 3,5 тысячи рублей, сейчас почти вдвое больше. Отечественные семена есть, но они пока уступают заграничным. Чтобы засеять гектар арбузного поля, надо купить семян на 50 тысяч рублей.
Труд одного сезонного работника обходится в 3 тысячи рублей за смену. По словам Ильина, добросовестных рабочих вряд ли найдёте и за 5 тысяч рублей в день. С мигрантами заключать договор очень хлопотно, стало много требований и бюрократических тонкостей. Как образно выразился предприниматель, за неправильно поставленную запятую в документе работодатель становится нарушителем, которому грозит внушительный штраф.
У соль-илечан есть свои преимущества перед другими бахчевыми житницами России. С одной стороны, главным конкурентом на рынке является казахстанский арбуз, но зато соль-илецкие суходольные арбузы и дыни ждут на Урале и на всём севере страны, куда слишком дорого возить астраханскую и волгоградскую полосатую ягоду.
— Основные потоки от нас идут в Омск, Екатеринбург, туда отправляется почти весь крупный соль-илецкий арбуз, а мелочь остаётся на Оренбург и для торговых сетей, — уточняет бахчевод.
Хотя бывало в практике и такое, что Волгоград и Астрахань настолько роняли цены, что оптовики у них набирали арбузы для Урала и Севера. После невыгодных сезонов, как правило, интерес к бахчам у соль-илецких полеводов угасал.
Александр Михайлович напомнил, что раньше соль-илецкие бахчи занимали и полсотни тысяч гектаров, но люди поняли, что для подстраховки надо выращивать подсолнечник и зерновые, которые, правда, не все потянут, ведь без комбайна урожай не соберёшь вручную.
— У нас в деревне многие занимались арбузами, а сейчас наверно только три семьи в этом деле остались, — приводит пример Ильин.
Своим мнением поделился и другой соль-илецкий бахчевод – Александр Бесчетнов.
— Ранний казахстанский арбуз, наш конкурент, заканчивается и он в цене уже упал. Но на юге России, в Волгограде и Астрахани в июле была сильная жара до 42 градусов, что сказалось на бахчах, и может повлиять на цену в августе. Говорят, что первые, кто начали сбор арбуза на прошлой неделе у нас в Соль-Илецком округе и Акбулакском районе, отдавали с поля килограмм по 13-15 рублей. Арбузы сладкие, хорошие, но не транспортабельные. Далеко не отправишь, у них и кожура тонкая. Я только с этого понедельника собирать решил, мы не срываем выборочно самые спелые на отгрузку. Ждали, пока подойдет всё поле.
Будем ориентироваться по закупочным ценам в торговых сетях. Там, конечно, берут арбуз определённого калибра — до 12 килограммов.
У меня и поливные, и суходольные, в этом году валовый сбор будет наверно меньше. У нас ливни были и град два раза на полях, а это стресс для арбуза, — рассказал Александр Евгеньевич.
Главный агроном Соль-Илецкого городского округа Николай Кудрин сообщил, что в муниципальном образовании бахчевые посеяны на площади 27 тысяч гектаров у всех категорий хозяйств, из них на поливе — 3,7 тысячи гектаров. В прошлом году под бахчи отводили 25 тысяч гектаров.
— Из-за погодных условий созревание задержалось почти на месяц. Суходольный арбуз одни сеяли в середине мая, другие в конце мая, а кто-то и в июне. К сентябрю арбузы должны набрать своё и созреть. Напомню, что они растут при температуре 22 градуса и выше. А у нас утром в прошлую пятницу было 11 градусов, в обед — 17 градусов, — сказал Николай Владимирович.
В Акбулакском районе бахчевые культуры занимают 1,3 тысячи гектаров, четверть площади на поливе.
Фото Олега Рукавицына