Как не стать инвалидом после инсульта? Рассказывает оренбургский невролог

 «Мужа два дня назад выписали из реанимации, он плохо говорит, не двигается рука и нога. Боюсь, что так и останется на всю жизнь. Как теперь его восстанавливать?» — написала нам Валентина Яблокова из Оренбурга.

Беспокойство читательницы понятно. После инсульта в 80 процентах случаев люди остаются инвалидами. Как следствие теряют работу, круг общения, бывает, доходит до депрессии. Не попасть в эту статистику шанс есть, причём даже при значительной гибели клеток головного мозга. Имеет значение последовательность в реабилитации и время. Обо всём по порядку рассказывает оренбургский врач-невролог Александр Чирков.

Не забыть основные навыки

— Александр Николаевич, когда надо начинать восстанавливать человека с инсультом?

— Вы, наверное, удивитесь, но реабилитация начинается уже в реанимации врачами отделения. Через 24 часа после поступления пациента в стационар. Объясню, почему так рано.

В первые сутки, пока идёт гибель нейронов головного мозга, нужен только покой. Мы снимаем боль, беспокойство, приводим к норме температуру тела, выравниваем дыхание.

Через 24 часа подходим к больному и оцениваем, что утрачено, в сознании ли он и можно ли начинать его реабилитировать. Дальше расписывается программа для мультидисциплинарной команды.

Поясню на примере. Человек не может сам глотать и говорить. У него не двигается правая рука и нога. Что в этом случае мы делаем? Перед логопедом ставится задача — научить есть и глотать пищу. Перед врачом ЛФК — научить сидеть самостоятельно и при этом не заваливаться на бок, не терять сознание. Чтобы во время посадки не повышалось артериальное давление, не сбивалось дыхание. Перед врачом анестезиологом-реаниматологом и медсестрой стоит задача предупредить пролежни и инфекции. Каждые два часа пациенту помогают повернуться, удобно положить руку, ногу. Присаживают с помощью функциональной кровати. Кому-то привозят аппарат для механотерапии, чтобы разрабатывать движение руки или ноги.

— Получается, отдыхать пациенту в реанимации некогда? Занятие за занятием?

— К пациенту подходят не все сразу, а по очереди и с большим интервалом. В день реабилитация занимает один час.

Суть в том, что если в течение двух суток с момента попадания в реанимацию не начать реабилитацию, то пациент страдает от самого нахождения здесь.

Существует даже такой термин «синдром научного неиспользования». Это когда человек не пользуется рукой, ложкой, стаканом и через 42 часа начинает забывать эти навыки. Разучивается сидеть, ходить.

Интересный факт: одно время для будущих врачей мультидисциплинарной команды практиковались такие занятия. Их укладывали на кровать и предлагали неподвижно полежать на спине шесть-семь часов. Почувствовать, каково это для больного. За это время нужно подумать, как поесть и как сходить в туалет. Уже через два часа полной неподвижности у них начинал болеть крестец, лопатки, шея.

Перележать в реанимации – вредно

— У нашей читательницы сложилось впечатление, что её мужа рано выписали из реанимации, и теперь никто не будет заниматься с ним.

— Когда человеку уже ничего не угрожает, то есть он сидит и не теряет равновесие, в этот момент у него не изменяется давление, сатурация, он не теряет сознание, сам ест и глотает, этап реанимации для него закончился. Мало того, дальнейшее пребывание вредно.

Научный факт: чем дольше мы что-то делаем за пациента, тем больше он привыкает быть зависимым. Если ещё в первые дни в реанимации человеку не по себе без своей одежды, что его кормят, то через неделю он уже не обращает на это внимания. Кроме того, лишнее пребывание в реанимации увеличивает риск инфекций: всё-таки пациенты с инсультом поступают, что называется, с улицы. И мы не знаем, какие у них болезни.

— Значит, как только реанимация выполнила свою задачу, человека выписывают. На что он может рассчитывать дальше?

— На перевод в отделение ранней реабилитации, если оно есть в больнице. Или в медицинский реабилитационный центр. Что касается наших пациентов, то они, конечно, переводятся сюда же в отделение. Занятий больше — до двух часов в день.

Если у больницы нет такого отделения, то человека записывают в реабилитационный центр. В Оренбурге их три. Наш, областной центр, который знают как «Караваева Роща», и третий – в больнице имени Пирогова. Они тоже забирают своих пациентов непосредственно после выписки.

На западе области такой центр есть в Бузулукской больнице скорой медицинской помощи. На востоке — городская больница Орска. Для более лёгких пациентов – в Соль-Илецке.

Пути к самостоятельности

— Я просто представила человека с парализованной рукой и ногой, которому надо в общественном транспорте преодолеть расстояние в 300 — 400 километров. Если он не может добраться до реабилитационного центра, то, соответственно, и не восстанавливается дальше?

— Действительно, такая проблема существует. Бывает, что и место зарезервировано, и человека готовы взять хоть завтра, а семья пациента не имеет возможности довезти его.

Реабилитационный центр транспортировкой, насколько я знаю, не занимается. В больницах имеющиеся дежурные автомобили не оборудованы под перевозку пациентов между городами. Скорая помощь тоже возить не может, иначе без помощи останутся экстренные пациенты. Нанять специализированный автомобиль, где размещаются носилки, стоит денег. Поэтому если семья не может оплатить перевозку, то, как правило, от реабилитации отказываются.

Выход я вижу один — приблизить реабилитацию к пациентам. В этом плане у нас уже начались изменения. Я имею в виду открытие отделений в Орске и в Бузулуке.

— Получается, что главное в восстановлении после инсульта не таблетки, а занятия? И тогда действительно можно избежать инвалидности?

— Для тех, кто откликается на терапию, занятия важнее препаратов. Имеет значение поэтапность и непрерывность реабилитации. Важно, чтобы усилия прилагали не только врачи, но и родственники, а также сам пациент. Большую роль играет мотивация и желание восстановиться.

Напоследок напомню: человек, выписавшийся из стационара после инсульта, имеет право ещё три раза бесплатно пролечиться в отделении реабилитации.

Что ещё поможет

Конкретный план реабилитации зависит от того, какой участок мозга повреждён и насколько сильно.

В план реабилитации могут входить:

— Физические упражнения, охватывающие различные группы мышц. Их цель — повысить мышечную силу и координацию.

— Массаж, остеопатия и другие методики, направленные на нормализацию мышечного тонуса и восстановление двигательной функции.

— Физиотерапевтические методики, способствующие повышению мышечного тонуса, например, электромиостимуляция.

— Логопедические упражнения. При нарушениях речи, которые встречаются у 20 процентов людей, перенёсших инсульт, необходимы интенсивные занятия с логопедом (не менее 5 часов в неделю).

— Психологическая поддержка. По статистике, в течение первого года после инсульта у 25 – 40 процентов больных развивается депрессия. В таких ситуациях необходима и медикаментозная терапия, и психологическая помощь.

— Поддержка и любовь близких творит настоящие чудеса.

Статистика

— 10 % больных восстанавливаются полностью;

— 25 % после полной реабилитации имеют небольшие проблемы, которые в целом не влияют на качество жизни;

— 40 % больных имеют нарушения средней и тяжёлой степени после восстановительного периода;

— 10 % больных нуждаются в длительной реабилитации и уходе.

***

Организм человека имеет удивительные, подчас недоступные разуму возможности. Несколько лет назад были опубликованы результаты резонансного исследования. Согласно им, мы можем перенастроить мозг таким образом, что одна его часть начнёт выполнять функции, которые были закреплены за повреждённым участком.

И хотя учёные пока не могут чётко описать, каким образом происходит перераспределение, эта способность мозга, безусловно, хорошая новость и для врачей и для пациентов.

Scroll to top