Об основных трендах рассказал Кирилл Истомин — первый замгендиректора АНО «Диалог Регионы» в интервью URA.RU.
Как считает Кирилл Истомин, аудитория запрещенного Facebook не сильно повлияла на российские соцсети. Пользователи соцсети — это эксперты, политизированная аудитория, причем в целом это не более 5% от общего объема аудитории соцсетей. Поэтому блокировка Facebook (запрещен в России) ни на что не повлияла.
— Instagram (запрещен в РФ) после блокировки потерял ежедневную аудиторию несущественно — 12% на март. При этом конкретные видео и посты продолжают терять от 40% до 60% охватов от региона к региону. Это значит, что люди с VPN по-прежнему заходят в Instagram (запрещен в РФ), но проводят в нем очень мало времени, потому что неудобно: надо заказать еду — выключаешь VPN, надо зайти на какой-то государственный сайт — опять выключаешь, — сказал Кирилл Истомин.
В целом, объем контента в Instagram (запрещен в РФ) уменьшился практически на треть. По данным Brand Analуtics, на конец апреля 56% пользователей снизили активность в соцсети. Вместе с блогерами площадку стала покидать аудитория.
В плюсе — «ВК», «ОК» и Telegram
Сейчас идет ожидаемый рост аудитории «ВКонтакте», «Одноклассниками», Telegram.
— Прирост у «ВКонтакте» — более четырех миллионов ежедневной аудитории, а доля активных авторов увеличилась на 22%. Если в Instagram (запрещен в РФ) люди заходят, чтобы потреблять контент — фото видео, — то в ВК — в основном чтобы переписываться. Потребление контента на втором месте. Очень многое будет зависеть от того, сможет ли ВК перестроить свою рекомендательную систему, создать удобные ленты, полезные читателям и отражающие их интересы, — говорит Истомин.
Идет прирост аудитории «Одноклассников». Причем количество восстановленных старых аккаунтов выросло на треть, а новых регистраций — в полтора раза.
Что касается Telegram, то только за март в российские телеграм-каналы добавились 40 миллионов новых подписчиков, однако, это не всегда — новые или уникальные пользователи.
— Общероссийскую аудиторию Telegram сложно оценивать, но она уже вторая по величине после Ирана. В «телегу» массово пришла аудитория неполитизированная. И если раньше это была экспертная политическая сеть, то в последнее время набор тематик в ней расширился. Люди заходят, чтобы читать новости, смотреть видео. Это уже не мессенджер, а полноценная соцсеть с комментариями и реакциями. Растут альтернативные каналы — лайфстайл, блоги, религия. Я думаю, они [Telegram] в связи с этим тоже будут меняться — например, создадут единую ленту из каналов, которые вы чаще всего смотрите, — считает первый замгендиректора АНО «Диалог Регионы».
На российские аналоги Instagram — «Россграмы», «Грустнограмы» — тоже стоит обратить внимание. Проект может быть успешным, пример этого — TikTok, скорое возвращение которого в Россию прогнозирует Кирилл Истомин.
TikTok вернется, а YouTube уйдет?
С 6 марта российские пользователи не могут временно загружать контент и проводить прямые эфиры.
— Несмотря на то, что фактически нового российского контента там нет, аудитория TikTok в апреле не падала. Уверен, что TikTok вернется в страну после доработки своих алгоритмов под требования законодательства РФ, и после этого они начнут забирать в себя уходящую из Instagram (запрещен в РФ) аудиторию, которая хочет потреблять контент.
А вот возможной альтернативой YouTube могут стать «Яндекс.Видео» с его качественной навигацией или «ВКонтакте» — в случае, если сможет настроить поиск видео.
Как государство работает в соцсетях?
Сейчас АНО «Диалог Регионы» рекомендует органам власти в обязательном порядке использовать для работы «Вконтакте» и Telegram.
— Более 70 губернаторов открыли страницы в «телеге» и в ВК. Третья соцсеть — «Одноклассники» — рекомендована в факультативном порядке. Также органам власти в будущем придется работать с TikTok, — говорит Кирилл Истомин. — Еще один важный момент. Мы долго оценивали, рейтинговали губернаторов. И с разработанной методологией сейчас идем уже в сторону мэров. Считаем, что должна появиться вертикаль власти в интернете. Плюс в Госдуме рассматривается законопроект, по которому органы власти — не только чиновники, но и министерства, ведомства — будут обязаны иметь свои страницы в соцсетях. Надеюсь, он будет принят.
У губернатора Оренбургской области Дениса Паслера есть свои аккаунты на всех трех площадках. Активно работают в соцсетях и вице-губернаторы, министры, главы муниципальных образований региона.
Качественные информативные аккаунты — основа обратной связи. Если 2020 году сообщения граждан о необходимости решения каких-либо проблем приходили со страниц органов власти только в 5% случаев, сейчас таких уже 40%.
Тем более, что сейчас российские соцсети помимо стандартного функционала — общения, размещения контента, — внедряют другие полезные функции — например, голосование за благоустройство или получение госуслуг.