Последние годы стали для областной филармонии революционными. В 2022 году завершилась её реновация, полностью изменившая привычный облик.
В декабре 2024-го на её базе создаётся оренбургский государственный симфонический оркестр, и это новая веха в истории развития культуры региона. О будущем и национальном коде разговор с директором филармонии Егором Золотарёвым.
Талантливые и голодные
Можно было бы подумать, что новый вектор развития начат новым руководством, ведь возглавил Егор Золотарёв учреждение чуть больше года назад, оставив пост директора республиканской филармонии Коми. На самом же деле трудно найти человека, который знал бы об Оренбургской областной филармонии больше, чем он.
— Егор Александрович, вы выросли в этих стенах. Окончив Оренбургский областной колледж культуры и искусства, принесли сюда свою трудовую. За двадцать с лишним лет прошли путь от артиста балета до директора. Какой видите филармонию в будущем? Что изменили в первую очередь, возглавив учреждение?
— Мой отец Александр Григорьевич – заслуженный артист РФ, создатель ансамбля «Дискомобиль», проработал здесь 43 года. В 18 лет я пришёл сюда работать артистом балета. После тридцати пришло осознание, что должен учиться дальше. Поступил и с отличием окончил Челябинский государственный институт культуры, затем РАНХиГС по специальности «государственное и муниципальное управление». Стал сначала начальником отдела продаж, потом заместителем руководителя.


Хочу, чтобы филармония процветала и была всегда любима публикой. Первой задачей поставил для себя минимизировать простой концертного зала. Задача – зарабатывать на своё развитие деньги ежедневно. Например, наш симфонический оркестр даёт по 5-6 концертов в месяц, и на каждый из них билеты раскупаются в первые два-три дня, как поступают в продажу. А это ведь каждый раз новая интересная программа, поэтому сцена не пустует ни часа. Оренбургский государственный академический русский народный хор работает в таком же режиме. И средняя наполняемость зала равна у нас 93-95 процентам.
— Если заговорили о внебюджетных доходах, то насколько удалось их увеличить по сравнению с прошлым годом?
— Примерно на 15-20 процентов. Государство компенсирует нам расходы на заработную плату. На текущий ремонт и прочее мы зарабатываем сами. Например, струны для оркестра – удовольствие недешёвое. В сезон тратим на них примерно 600 тысяч рублей. Потом пошив костюмов, обслуживание транспорта.
Считаю, что театр начинается не с вешалки, а с улицы. То есть вход в него должен быть доступным, красивым. У здания мы положили новый асфальт. Привели в порядок сквер позади филармонии. Благодаря совместной работе с администрацией Южного округа, мы вывезли оттуда сорок машин мусора! Всё облагородили.
Также обновили парк перед зданием филармонии. Причём тоже благодаря сотрудничеству, не затратив на это ни рубля. Пришёл на помощь руководитель питомника «Имангалиев Сад» Талгат Имангалиев. Привёз полную машину елей и сосен, помог посадить их. Всё бесплатно, ради горожан и красоты нашего Оренбурга. Поэтому я убеждён, что важно не только уметь зарабатывать, но и общаться, договариваться, быть открытым 24 на 7.
Сам собой родился проект, когда на меня вышел большой энтузиаст Павел Муллин. Сказал, что коллекционирует ретроавтомобили и хочет поделиться с другими тем, что его вдохновляет. Так мы устроили большую выставку у филармонии перед Днём Победы.

Летом установили на улице новый арт-объект — рояль, из крышки которого растут цветы. Каждый день вижу, что люди подходят, делают фото.
За этот год внедрили новые формы работы. У нас теперь ежемесячно проходят мастер-классы, открытые репетиции и экскурсии. Думаю, что в этом есть важный просветительский смысл. Те же школьники могут узнать, что такое оркестр. Подержать в руках музыкальные инструменты, понять, как устроены гобой, валторна.
— Что дала вам работа на посту директора республиканской филармонии Коми?
— Скажу так: с 1998 по 2021 год я работал только в Оренбургской филармонии. Да, я знал про неё всё, но тут надо было уехать трудиться в другой регион, после того как я выиграл конкурс на замещение вакантной должности директора. Всего в нём участвовало 19 претендентов, мой проект по развитию учреждения показался конкурсной комиссии самым удачным.
Так я приехал в Сыктывкар. Первые дни ко всему присматривался. Потому что на первый взгляд всегда всё красиво. Надо же было понять, где и что пробуксовывает. Выяснил, что есть проблема с распространением рекламы. Устранил её. Наладил грантовое направление работы с «Росконцертом».
Работа в Коми подарила мне бесценный опыт. Представьте сами, надо выйти в зал, в котором ты никого не знаешь. И рассказать корифеям, народным и заслуженным артистам республики, всему коллективу из 300 человек, как ты станешь руководить учреждением, в котором многие из них всю жизнь прослужили.
Там, наверное, отчётливо понял, что именно открытость перед коллективом даёт возможность для развития. Эффекта можно добиться только в команде, когда все нацелены на результат. Чтобы достигнуть этого, нужно больше общаться, вникать во все проблемы и прежде всего всегда оставаться человеком.

От кода до любви
— Егор Александрович, какие новые проекты планируете реализовать в ближайшем будущем?
— Может, рано ещё раскрывать все секреты, но очень бы хотелось создать джаз-бэнд. Думаю, найдём своих, оренбургских талантливых музыкантов.
Сейчас отчасти на сцене у нас революция. Все наши коллективы совместно работают над премьерой «Бременские музыканты». Такого ещё никогда не было, и мне очень интересно, что же получится!
Не могу не сказать, что 25 октября наш хор отправляется на гастроли. Благодаря федеральной программе Росконцерта «Мы — Россия» наши артисты выступят в Альметьевске, Йошкар-Оле, Кирове, Сыктывкаре, Кирово-Чепецке, Чебоксарах и Тольятти. Затем вернутся домой и в конце ноября отправятся сначала в Самару, а затем в Москву, где выступят в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя и в Центральном Доме Российской Армии.
— Какой сегодня средний возраст зрителя? Раньше был заметен перекос в сторону возрастной аудитории.
— Наша публика молодеет, и это не может не радовать. Действительно, какое-то время назад у нас процентов семьдесят было возрастных зрителей.
Помогает «Пушкинская карта» — проект, по которому молодёжь от 14 до 22 лет от государства получает в год пять тысяч рублей на посещение культурных событий.
У нас же сейчас проходит свыше 300 концертов в год. Вдобавок активно ставим программы, ориентированные на молодых. Чего стоят концерты симфонического оркестра, исполняющего рок-хиты!
Тут тоже двойная сцепка: мало того, что привлекаем молодую публику, так ещё и воспитываем её. У филармонии, на мой взгляд, вообще очень ответственная миссия.
Мы ведь, если разобраться, несём национальный код. У нас знакомятся не только с высоким академическим искусством, но и с лучшими образцами народного творчества. Через вокал и хореографию узнают традиции народов России, культуру. Как говорил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
— Вчера начался XV Всероссийский фестиваль академического искусства «Оренбургские сезоны Дениса Мацуева». В ноябре пройдёт Международный джаз-фестиваль имени Юрия Саульского. Что нам ещё ждать в этом сезоне?
— Оренбургский зритель, безусловно, заслуживает самого лучшего. Это понимание — основа нашей работы. Сейчас ведём переговоры, чтобы в Оренбурге выступил Национальный филармонический оркестр России под управлением дирижёра Владимира Спивакова. Наша публика ждёт выступления Государственного академического заслуженного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка». Планируем обменные гастроли с Рязанским государственным академическим русским народным хором. Это не только позволит разнообразить нашу афишу, но и поспособствует укреплению культурных связей между регионами.
— Что для вас на сегодня самое главное?
— Работать для людей. Создать условия, чтобы наши коллективы гастролировали. Как артист в прошлом, я понимаю, что без связи со зрителем не будет развития. Творческие работники должны ощущать, что их любят, заряжаться энергией публики и снова отдавать её в зал.
А ещё для меня главное – воспитать сына. Ему сейчас четыре с половиной года. В Коми я уезжал, когда он только родился. Тогда была договорённость с министром культуры республики, что каждый месяц буду на неделю возвращаться домой. Когда через год сказали, что всё – надо перебираться в Сыктывкар на постоянное место жительство, я понял — стану уходить. Перевозить семью на Север я не хотел. Вернулся в Оренбург, и через пару недель, уже практически пройдя отбор на должность директора Рязанской филармонии, получил предложение возглавить нашу. Из Рязанского министерства культуры позвонили в Оренбург и попросили дать мне характеристику перед тем, как утвердить в должности. Тут неожиданно всё перевернулось, в нашем минкульте мне сказали, что я нужен здесь.
Теперь снова, как все предыдущие 23 года, из дома возвращаюсь домой. И в этом счастье. Мы, оренбуржцы, любим свой город и врастаем в него корнями.

Директор Оренбургской областной филармонии Егор Золотарёв: «Мы принимаем у себя свыше 70 тысяч человек ежегодно. Ставим более трёхсот концертов, и все они проходят с аншлагами. Принцип моей работы: трудиться для людей. Чтобы артисты имели все возможности для творческого роста и вдохновения, а зрители приходили сюда на встречу с высоким искусством».