В День кинолога орские полицейские рассказали об особенностях своей работы: сколько преступлений в этом году помогли раскрыть их хвостатые напарники и почему служебную собаку трясёт, когда она приезжает на вызов.
В России три школы служебного собаководства. Кинологи со всей страны вместе со своими собаками приезжают сюда на учёбу, которая продолжается полгода.
Центр кинологической службы МУ МВД России «Орское» находится в Старом городе на базе ОМОНа. Подхожу туда в назначенное время. На посту охраны встречает начальник кинологической службы Евгений Бородин. Как только открываются железные ворота, нас накрывает оглушительный лай восемнадцати собак, которые находятся в вольерах по периметру чистого заасфальтированного двора. У каждой собаки свой отсек. Вижу здесь представителей пород немецкая овчарка, бельгийская овчарка малинуа, английский кокер-спаниель и даже лабрадор. Все собаки как на подбор. Не нужно быть знатоком, чтобы распознать в них элиту, лучших особей рабочих кровей.
– Мы действительно очень много времени уделяем подбору щенков, – говорит Евгений Павлович. – Знакомьтесь – младший инспектор-кинолог Марина Ефимова, именно она отвечает за эту работу. Она ищет щенков в лучших питомниках по в сей России, отслеживает линии, происхождение, документацию.
Работы у этих собак очень много: только за прошедшие полгода кинологи со своими подопечными совершили 641 выезд на места происшествий, то есть примерно по три выезда в день.
В работе можно выделить два основных направления. Первое – следовая работа, когда нужно найти подозреваемых в краже или убийстве по запаховому следу, оставленному преступником. Второе направление – поиски тайников, специфических запахов, оставляемых наркотиками, взрывчаткой, боеприпасами, огнестрельным оружием.
В последнее время работы по второму направлению становится всё больше. Только за один день хрупкая девушка-кинолог Марина Ефимова вместе со своей верной Триадой обнаружила 23 закладки наркотиков на местности. Работа продлилась шесть часов, причём это было зимой, на улице стоял мороз.
Был и такой случай: пёс подал сигнал, что наркотики находятся в багажник е автомобиля. Полицейские проверили лежавшие там вещи и ничего не нашли. Но раз собака да ла такую реакцию, значит, что-то есть. Начали осматривать всё досконально. В одном из пластиковых пакетов среди детских вещей нашли маленькую модель машинки с открывающимися дверками и капотом. Наркотическое средство было спрятано под капотом игрушечного автомобиля.
Несмотря на все трудности, и люди, работающие тут, и служебные собаки являются настоящими фанатами своего дела.
– Как только надеваешь на собаку амуницию, она пони мает, что сейчас мы поедем на вызов, и её начинает буквально трясти от возбуждения, – говорит старший инспектор-кинолог Станислав Сурнин. – Те, кто не знает эту особенность, иногда говорят мне: «Смотри, твой пёс болеет, он дрожит и скулит». А я отвечаю: «Ему не терпится начать работать».
Собаки живут по плану, который составляется кинологом. Обязательны физические нагрузки, отработка приёмов управляемости, два-три раза в неделю тренировки специфических навыков. Регулярно совершаются выезды за пределы центра, потому что животные должны уметь работать как в городских условиях, так и за городом.
Кстати, на территории центра есть здание-тренажёр, огороженный вольер, где четвероногие полицейские учатся задерживать преступников, осуществляя захват. Это особая категория «злых» собак. Когда я, холодея, прохожу мимо клеток, именно они лают громче всех и подпрыгивают буквально до потолка.
Таков опытный пёс Ксавер – рослый кобель немецкой овчарки, который одним своим видом наводит ужас на окружающих. При этом он беспрекословно слушается своего куратора. За последние месяцы Ксавер выступил «передовиком производства»: на его счету раскрытие квартирной кражи, хищения электротоваров из магазина, кражи аккумулятора из КамАЗа. В последнем случае Ксавер взял след и привёл оперативников к дому, где никого не было. Однако выяснилось, что ночью на этот адрес было вызвано такси. Так и удалось выйти на след воров.
Также не так давно благодаря собаке была раскрыта кража электроинструмента из садового домика. Причём пёс шёл по следу более двух километров и привёл полицейских прямо к дому подозреваемых.
На счету младшего кинолога Марата Рахметова и его Женевы три результативные выборки вещей. Это приём, входящий в следовую работу. Когда на месте происшествия преступник случайно оставляет свою вещь, служебная собака может найти его по запаху.
– Например, совершена кража из магазина в Новотроицке. Задержан подозреваемый, но он не признаётся. Мужчина прикасался к лотку с деньгами, я дал понюхать собаке этот лоток и потом разложил вещи этого человека и посторонних людей. Собака обозначила вещь того самого человека, которого задержали, – говорит Марат Рахметов. – Также не так давно была раскрыта кража, совершённая группой лиц по предварительному сговору. Преступники хотели вынести из помещения банкомат, но их спугнули. В спешке они оставили несколько вещей: портфель, ремень, сварочное оборудование. Подозреваемых задержали, но они не признавались. Собака при проведении выборки обозначила вещи именно этих людей.
Помогают служебные собаки раскрывать и особо тяжкие преступления, например, убийства. Однажды поступил сигнал, что в квартире обнаружен труп. В скорую звонил брат у битого. Следственная группа прибыла на место, в том числе кинолог с собакой. Пёс взял след, вышел из подъезда, обогнул соседний дом и вновь вернулся в тот же подъезд. Здесь среди зевак стоял убийца. Им оказался брат погибшего, тот самый, что вызывал скорую.
Кинологи с собаками были задействованы и в громком деле орского маньяка Валерия Андреева. Они искали останки жертв и улики, исследовали гектары полей за Новоорском, в районе Джанаталапа. Так были обнаружены фрагменты тела жертвы, вещи пропавших.
Как правило, собаки служат до восьми лет, но если тестирование определяет, что животное может работать и дальше, его оставляют. «Вышедших на пенсию» собак определяют в надёжные руки, в основном кинологи забирают их к себе домой.
– Дрессировка – трудоёмкий процесс. Работа с собакой непредсказуема. Иногда она не намерена делать то, что ты от неё хочешь. Надо постараться, чтобы пёс сам захотел сделать это. Его нужно чем-то замотивировать. Кто-то любит получать в конце задания лакомство, для кого-то ценностью является хорошая игра. Все розыскные собаки на конце следа отрабатывают задержание, то есть бросаются на прокладчика следа, который ожидает их в дрессировочном костюме. Драка – высшее удовольствие для «злых» собак. Они должны уметь защищать кинолога и противостоять преступнику. Как говорится, добро должно быть с кулаками. В данном случае – с клыками, – шутит Евгений Бородин.
В России три школы служебного собаководства. Кинологи со всей страны вместе со своими собаками приезжают сюда на учёбу, которая продолжается полгода.