Хлебная слава

Уборка хлебов в разгаре

2 марта 1954 года Пленум ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна и об освоении целинных и залежных земель».

В нём ставилась задача расширить за два года посевы зерновых культур за счёт подъёма целины не менее чем на 13 миллионов гектаров и получить в 1955 году с новых земель 1100 – 1200 миллионов пудов зерна.

По мнению директора института степи Александра Чибилёва, это и был разумный, научно обоснованный предел подъёма целины, который могла позволить себе страна. С самого начала было ясно, что распашка новых земель не давала окончательного решения зерновой проблемы. Она являлась лишь средством выхода из критического положения и имела целью позволить стране набрать дыхания для того, чтобы привести в порядок основные сельскохозяйственные районы.

Однако и Хрущёв, и его окружение склонны были переоценивать эффективность принятых мер. Как только были получены первые результаты освоения целины, Хрущёв предложил и добился решения о дальнейшем расширении программы, с тем чтобы в 1956 году площадь освоения целинных земель охватила 28 – 30 миллионов гектаров. Рекомендации учёных были отброшены, и повсеместно стали распахивать земли, подчас совершенно непригодные для выращивания хлебов.

В Оренбургской области задания по подъёму целинных и залежных земель были доведены до всех районов. На моей родине, в Асекеевском районе, где местность холмистая, стали распахивать пространства между холмами и даже их вершины, представлявшие собой своеобразные террасы. Почва там была каменистая, глинистая и никак не подходила для возделывания зерновых.

В 50 – 60-е годы мой отец работал комбайнером, и я видел, как трудно ему было убирать хлеб на этих полях. В его распоряжении был старенький прицепной комбайн «Сталинец-6», который часто выходил из строя из-за попадания в приёмную камеру камней, встречавшихся в поле на каждом шагу.

Первоначально в Оренбуржье намечалось вспахать около миллиона гектаров новых земель. На деле же эта цифра была доведена до

1,8 миллиона гектаров. В результате в оборот было введено более 700 тысяч гектаров малопригодных или вовсе непригодных для земледелия угодий. Из них 600 тысяч составляли солончаки, около 120 тысяч гектаров – песчаные и супесчаные почвы.

И всё же мы не вправе видеть в целинной эпопее одни лишь минусы. За первые пять лет (с 1954 по 1958 год) в основных районах освоения целины посевы пшеницы выросли с 20,8 до 43,5 миллиона гектаров. Валовой сбор зерна здесь увеличился в 2,2 раза (с 26,6 до 58,4 миллиона тонн), заготовки его – в 3 раза (с 10,8 до 32,8 миллиона тонн). В целом за полвека целина дала более 3,5 миллиарда тонн зерна (45 процентов всего валового сбора в стране).

Небывалым урожаем ознаменовался в Оренбуржье 1956 год, и самый весомый каравай вырастили целинники. По области рубеж 1953 года был превзойдён почти в 3 раза. Никита Хрущёв, приехавший летом 1956 года на целину Казахстана, решил завернуть в Адамовский район нашей области. Здесь было поднято около полумиллиона гектаров залежных земель, возникли новые совхозы с площадью пашни 60 – 70 тысяч гектаров у каждого.

Первая встреча Хрущёва с целинниками состоялась в совхозе ХIХ партсъезда. Он был в хорошем настроении, внимательно слушал людей, интересовался готовностью к уборке урожая. Целинники говорили о трудностях, которые их ожидают. Ведь не было поблизости ни элеваторов, ни железных, ни даже шоссейных дорог.

Уже осенью сложенная в огромные бурты на голой земле пшеница, залитая дождями, начала гореть. Хрущёв, успокаивая людей, говорил: «После дождичка пройдётесь грейдером по дороге, подсохнет, и можно будет ехать как по асфальту».

Оренбуржцы первыми в стране рапортовали о выполнении плана хлебозаготовок. И уже в сентябре вышел указ о награждении области орденом Ленина. По этому случаю в областном центре состоялся многолюдный митинг. Проводился он на ипподроме, который находился тогда чуть ли не в центре города – на улице Выставочной (ныне Маршала Жукова). Перед открытием митинга над головами собравшихся пролетел самолёт, и в толпе тут же распространился слух, что на торжество прибыл сам Хрущёв – поздравить, подвести итоги. Но слух оказался ложным.

А вручение области ордена Ленина состоялось в январе 1957 года в помещении драмтеатра. Эту почётную миссию выполнил прибывший в Оренбург заместитель Председателя Совета Министров СССР Георгий Маленков. Он был уроженцем Оренбурга, поэтому его встретили очень тепло. Толпы народа окружили здание драмтеатра, где проходило торжественное собрание.

Торжественное собрание, посвящённое вручению Оренбургской области ордена Ленина. На трибуне Георгий Маленков

Целина дала мощный толчок подъёму всех отраслей сельского хозяйства, но в особенности растениеводству. Стали активно осваиваться новые методы работы с землёй, нашла применение почвозащитная система земледелия, позволившая сохранять плодородие полей, заслоняться от засухи, поднимать урожайность. В 1968 году она достигла рекордной отметки – 18 центнеров с гектара по области.

Оренбуржцы тогда засыпали в закрома Родины без малого 5,8 миллиона тонн зерна. Кто-то тогда подсчитал, что если этот хлеб разом засыпать в вагоны, то образовавшийся состав протянулся бы от Оренбурга до Москвы. Область удостоилась второго ордена Ленина.

Не менее впечатляющим был урожай 1976 года. Хлебосдача оказалась ниже, чем в рекордном 1968-м – 5 миллионов тонн, но собранный хлеб стал по-особому дорог, так как был выращен после губительной засухи 1975 года. 60 – 70-е годы прошлого столетия стали временем наивысших достижений земледельцев нашей области. Хлебную реку России уже нельзя было представить без оренбургского зернового притока – от верховьев Тобола до средней Волги.

Поэт Михаил Трутнев с гордостью писал в те годы:

В герб России мы вплели по праву

Оренбургский колос золотой!

Жатва хлебов была в те годы поистине всенародным делом. Могучий уборочный конвейер начинался у жаток и комбайнов, подхватывался автомобилистами, работниками токов и завершался на элеваторах.

Сейчас трудно представить, что в жатве 1976 года, например, на полях области было одновременно занято более 250 тысяч человек, 16 тысяч жаток, 21 тысяча комбайнов, 35 тысяч автомобилей, 40 тысяч тракторов. Не случайно уборку урожая называли битвой за хлеб.

Запомнились слова писателя Бориса Бурлака из его очерка «Сражение выиграно»: «Сильную пшеницу, большой хлеб выращивают сильные и красивые люди». Они были действительно сильны, красивы и благородны – хлеборобы тех лет. Многие из них воевали на фронтах Великой Отечественной войны или пережили войну подростками, заменив отцов, ушедших защищать Родину.

Для них хлеб был настоящей святыней, и они буквально бились за него в страдную пору. Как фронтовики, ведя счёт победам, рисовали красные звёзды на башнях танков и фюзеляжах самолётов, так их сыновья-механизаторы отмечали звёздами на бункерах комбайнов каждую тысячу центнеров намолоченного зерна. Вот она, истинная преемственность поколений, передача эстафеты от отца к сыну – из рук в руки, от сердца к сердцу.

Митинг трудящихся Оренбурга у Дома Советов, посвящённый вручению области ордена Ленина

Факт

За четыре военных года (с 1941 по 1945-й) посевные площади в области сократились на 38,6 процента, а валовые сборы зерна упали наполовину.

86 процентов рабочей силы составляли женщины, подростки и старики.

С полей почти полностью исчезли сельхозмашины, число лошадей уменьшилось в 1,7 раза.

Довоенный пахотный клин в нашей области удалось восстановить лишь в 1951 году.

Кстати

Имена наших хлеборобов золотыми буквами вписаны в летопись области. И первое место в этом ряду занимает дважды Герой Социалистического Труда Василий Чердинцев.

Дважды Герой Социалистического Труда, знатный механизатор Василий Чердинцев

Это единственный в стране механизатор, вторично удостоенный этого высокого звания. Гордость и славу области составили Герои Социалистического Труда Леонид Коваленко, Александр Вьюгин, Фёдор Жеренов, Григорий Старкин, Александр Юдин, Михаил Карпушкин, Владимир Кособуцкий, Анатолий Тихонов.

Иван Коннов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to top