75-летняя Лидия Булгакова из райцентра Октябрьского стремится запечатлеть на память лучшие кадры из окружающей действительности. Самым опасным случаем в своей жизни она считает фотоохоту за молнией.
Детальная съёмка
– Всё происходило лет десять назад. Была страшная гроза, гром, частые, но короткие разряды молнии быстро уходили в землю, — вспоминает Лидия Ивановна. – Я схватила фотоаппарат и выскочила на улицу. Ветер валил с ног, а я бегала по огороду, чтобы запечатлеть природное великолепие. Муж кричит: «Тебя может убить, иди сейчас же в дом!». Охотясь за молнией, я нащёлкала свыше 700 снимков. И только на одном объектив поймал-таки пугающий привет из космоса. Зато адреналина хапнула на весь год. Жаль, у нас компьютер сломался, и фото не сохранилось.
Сегодня у неё в портфолио свыше 20 тысяч тематических снимков. Впервые она начала фотографировать в конце 70-х годов во время службы в следственных органах.
— В то время в районных отделах внутренних дел криминалистов не было, — уточняет подробности майор юстиции в отставке. – И следователи сами производили на месте происшествия пять видов фотосъёмки — от ориентирующей до детальной.
Старший следователь Булгакова вышла в отставку в 1994 году по состоянию здоровья. По настоянию врачей год находилась дома, больше не выдержала. Ей пошли навстречу и разрешили работать на должностях, не требующих физических и эмоциональных перегрузок.
— Руководитель медико-социальной экспертизы строго следил за этим, — рассказывает о нелёгком промежутке жизни пенсионерка. — В 2000-м я устроилась в районный Центр занятости населения ведущим специалистом по профессиональной ориентации и профессиональному обучению безработных граждан. Окончила курсы в ОГПУ. У меня появился служебный фотоаппарат, да ещё и с цветной плёнкой.
Это был период, когда набирала обороты самозанятость граждан и безработным выделялись денежные средства на развитие личного подсобного хозяйства. Развивалась профессиональная ориентация старшеклассников. Лидия Булгакова проводила тестирование и специальные занятия как индивидуальные, так и групповые. Все мероприятия фотографировала и практически сформировала фотоархив организации.
— На этой работе меня уже не вызывали по ночам и в выходные дни, как было в следствии, — говорит Лидия Ивановна. – У меня появилось время для отдыха, выезда на природу, и я всегда брала с собой фотоаппарат. Снимала природу, выискивала оригинальные красивые уголки. Людям нравились мои пейзажи. А ко мне пришло осознание, что профессия фотографа, а возможно и фотохудожника, прошла мимо меня…




Третий фотоаппарат
В 2009 году супруг подарил Лидии Ивановне цифровой фотоаппарат. Её счастью не было предела.
— Фотик всегда и везде был со мной, куда бы я ни шла, куда бы ни ехала. При дальних поездках к родным в Ульяновскую и Ивановскую области снимала даже из окна движущегося автомобиля, – гордится фотолюбитель.
Профессиональная необходимость фотографировать места преступлений через много лет переросла в хобби. Любительские снимки Лидии Булгаковой пользовались популярностью, особенно на сайте «Мой мир». За сутки более ста гостей посещали её страницу, рассматривали фото и писали отзывы.
В Октябрьском автора считали профессионалом своего дела, приглашали на школьные линейки. Затем мальчишки и девчонки с интересом разглядывали цветные и чёрно-белые фото, их было очень много. Лидия Ивановна ежегодно фиксировала все праздники, не пропускала День Победы и шествие Бессмертного полка. В созданных ею фотоальбомах история района, села, лица земляков. Выставки фоторабот Лидии Булгаковой проходили в местном Доме культуры и в музее.
— В 2012 году на государственном оренбургском телевидении была рубрика «Обильный край благословенный», — делится воспоминаниями Лидия Ивановна. — Фотолюбители отправляли свои работы. По итогам конкурса я заняла второе место и мне вручили приз – фотоаппарат.




Родные травинки
Как-то фотограф решила почистить альбомы в соцсетях. Посмотрела, подумала и отказалась от этой затеи.
— Люди скучают по детству и юности в родных краях. Пишут мне, чтобы не удаляла фотографии, говорят, что им каждая травинка с родины дорога, — объясняет Лидия Ивановна. — Некоторые просят заснять посёлок, улицу, дом, если он ещё сохранился, и прислать им. Выполняю просьбы. Для меня это только в удовольствие.
С необычным предложением к ней обратились из Красноярского центра профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.
— Сотрудники издавали брошюру для военнослужащих, демобилизованных из горячих точек, — объясняет фотолюбитель. – Задумали на обложке поставить мою работу, так как по качеству и тематике уж очень подходило к их пособию.
Снимок был чисто семейным по содержанию. Изображал трогательную встречу: вернувшегося с армии внука Никиту в объятьях своей матери и младшего брата Николая. Эмоциональная картинка украсила красноярское пособие.
Глубокой осенью на берегу реки Гумбетка Лидия Ивановна фотографировала кукушкин мох. Пробираясь через бурелом вётел, споткнулась о корягу. Сама удержалась, а фотоаппарат улетел в воду. Когда его достали, она промыла, просушила камеру, обзвонила все мастерские Оренбурга. Вердикт везде был один: «Аппарат ремонту не подлежит».
— Печальная история, но я не отчаялась. В этом году купила смартфон, учусь на нём фотографировать, получается, — радуется 75-летняя сельчанка.
Но она никак не может привыкнуть к снимкам с умного мобильного телефона, говорит, что по качеству они хуже, чем с привычной камеры. Однако это никоим образом не влияет на её увлечение фотографией.
Лилия Сафарова